Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Филимонов Г. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. - Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Филимонов Г.
Год издания: 1859


Филимонов Г. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. - Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., в типографии Каткова и Ко., 1859. [4], 62, [2] с.; 15 л. илл. 25,5 х 19,4 см. Первое научное сочинение, посвященное описанию храма. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.


Г.Д.Филимонов в своей книге впервые исследовал с точек зрения истории архитектуры и церковной археологии церковь Николы Чудотворца на Липне – старейший каменный храм Новгородской земли, построенный после нашествия на Русь татаро-монголов. Храм был построен около 1294 г. и является выдающимся памятником Новгородского зодчества. Он расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в девяти километрах к югу от Великого Новгорода. Храм строился по заказу новгородского архиепископа Климента и имел придел во имя его святого патрона. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая, в свою очередь, является переработкой принципов Смоленской архитектуры.

Предание гласит, что в 1113 г. на Липне была обретена икона Николая Чудотворца. Она оказалась чудотворной, от нее исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Это был повод к закладке здесь монастыря и деревянной церкви, на месте которой спустя почти два столетия была построена каменная.

Обследование церкви и сравнение ее с другими сохранившимися древнейшими памятниками церковного зодчества позволило Г.Д.Филимонову говорить, что в до-монгольский период алтари в церквях имели иное устройство. Эта проблема была поставлена в книге впервые. Автор говорит о необходимости при изучении истории искусства использовать данные церковной археологии.

Исследователь указывает на ряд других архитектурных особенностей церкви. Он использовал все данные письменных источников о церкви и исторических событиях, связанных с ней и с монастырем, в том числе: тексты летописей, грамот, синодиков и т.д. Историк подробно разбирает сюжеты фресок, многие из которых были к тому времени в значительной степени смыты или уничтожены. Он говорит о бедственном положении заброшенного храма. В церкви не было на тот момент окон и дверей, а влага, попадавшая на стены, уничтожала росписи. Г.Д.Филимонов подчеркивает большую историческую ценность и необходимость сохранения древних памятников архитектуры и их реставрации. Представлены рисунки внутреннего и внешнего облика храма, прориси его фресок и вида алтарной преграды.

Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898) - русский археолог и историк искусства. Воспитывался в Московском дворянском институте, после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1849 г. вышла его первая работа по археологии. В 1856 г. Г.Д.Филимонов был прикомандирован к Московской Оружейной палате для знакомства с ее коллекциями иностранных гостей, съехавшихся в Москву по случаю коронации. В 1858 г. молодой ученый стал заведующим архивом и канцелярией Палаты. С открытием в Москве Румянцевского музея Г.Д.Филимонов параллельно начал работать в Отделе древностей этого музея. Он стал создателем этого отдела и руководил им в течение 27 лет. В 1864 г. Г.Д.Филимонов стал одним из основателей «Общества любителей древнерусского искусства» при музее. В 1867 г. ученый был командирован в Париж на Всемирную выставку, где являлся комиссаром Русского художественного отдела. В дальнейшем Г.Д.Филимонов был помощником директора Оружейной палаты. Искусствовед принимал участие в комиссии по реставрации икон и раскрытию фресок в Благовещенском соборе Московского Кремля, следил за реставрацией живописи в Грановитой палате.