Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. Спб., 1862. Первое издание гражданским шрифтом. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Филипов И.
Год издания: 1862
Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одинадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выговских мужскаго и женскаго общежительных монастырей. Спб., типография Товарищества «Общественная Польза», 1862. [2], XIV, 480, V с.; 11 л. илл., 2 плана. 21,5 х 12,7 см. Первое издание гражданским шрифтом. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Библиография: Международная книга, 5-173, 9-294, 17-397, 17-398, 52-850, 52-851.
В 1694 г. Андрей Денисов, наследник репрессированного рода князей Мышецких, скрываясь от гонений, основал в Олонецкой губернии Выговскую общину (по имени реки Выг). Выговская пустынь, расположенная к северо-востоку от Онежского озера, идеально подходила для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров - все это делало Выг привлекательным для первых поселенцев. Выгорецкий монастырь стал преемником Соловков. Было создано многоотраслевое хозяйство: распаханы пашни, разведен скот, организованы морские и звериные промыслы, хлебная торговля и кустарные производства. В 1698 г. на Выге проживало 2 тысячи человек. В 1706 г. на реке Лекса сестрой Андрея Денисова Соломонией была основана женская обитель. В середине XVIII в. Выговская пустынь - процветающий в культурном и экономическом отношениях центр всего старообрядчества. Это было своеобразное государство в государстве. Поморские старообрядцы воссоздали значительную часть культурных институтов, существовавших в России до XVIII века: церковную литературу, иконописание, систему образования, певческую школу.
В 1714 г. на Выг пришел олонецкий крестьянин Иван Филиппов (1655-1744). Он объединил вокруг себя писателей и историков и вдохновил их на написание цикла сочинений, отражающих историческую концепцию преемственности Выгореции от Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря, длившаяся 8 лет (с 1668 по 1676 г.), завершилась жестокими казнями монахов, отказавшихся служить по новым книгам. Многие уцелевшие и скитавшиеся по лесам пришли в первые выговские скиты. В исторических сочинениях старообрядцев реформы Никона трактуются как исполнение пророчеств Апокалипсиса о «развязании» сатаны через 1000 лет, потому что именно Собор патриархов 1666 г. ознаменовал наступление царства Антихриста и предал проклятию сторонников старой веры.
Рукопись И.Филиппова об истории Выговской пустыни имеет большую историческую ценность, так как ее автор был очевидцем, при том литературно весьма одаренным, описываемых им событий и занимал в монастыре одно из ключевых положений. Сочинение И.Филиппова драгоценно подробностями о начале Выговского общежительства, о том, кто и как приходил в монашескую общину, какие идеи и интересы связывали их между собой. В нем детально описывается быт и уклад жизни насельников. История И.Филиппова – ценнейший источник по развитию идеологии старообрядчества. Издание представляет собой первую публикацию рукописи Ивана Филиппова.