Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Флавий И. Древности Иудейския. 3 части. Спб., 1795. В трех полукожаных переплетах эпохи. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Флавий И.
Год издания: 1795


Флавий И. Древности Иудейския. С Латинскаго на Российский язык переложенныя придворным священником Михаилом Самуйловым. Третьим тиснением. 3 части. Спб., при Императорской Академии Наук, 1795. 25,5 х 19,3 см. В трех полукожаных переплетах эпохи. Очень хорошая сохранность. На титульных листах штамп-экслибрис чернилами, буквы стилизованы под древнерусскую вязь: «Васильевъ» (сходный экслибрис того же владельца, кон. XIX в. под дворянской короной надпись вязью: «Васильевъ» - Богомолов С.И. Российский книжный знак 1700-1918. М., 2004, № 2165-шт). Редкость.

Часть 1. [16], 403 с.
Часть 2. [2], 421 с.
Часть 3. [4], 466, [10] с.

Библиография: Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. 1725-1800. М., 1962. Т. 1, № 2649.


Первое издание книги было издано Собранием, старающимся о переводе иностранных книг в 1779-1783 г.г. в количестве 600 экземпляров. Второе издание было отпечатано в 1787 г. по заказу Академической книжной лавки. Вышли только части 1-2, тиражами 264 экз. и 166 экз., соответственно. Каким тиражом выходило третье издание - неизвестно, но вряд ли он мог превышать 600 экземпляров.

Иосиф Флавий (при рождении Йосеф бен Матитьяху, ок. 37 - ок. 100 г. н.э.) - знаменитый еврейский историк и военачальник. По отцовской линии он принадлежал к знатному священническому роду, а по материнской - к потомкам царского рода Хасмонеев-Маккавеев. Иосиф получил хорошее еврейское и греческое образование. В возрасте 19 лет он присоединился к фарисеям. В 26 лет ездил в Рим в качестве защитника нескольких знатных евреев, освобождения которых сумел добиться. Военная мощь и культура Римской империи произвели на молодого Иосифа огромное впечатление.

Вернувшись на родину, Иосиф участвовал в войне с Римом, во время которой возглавил оборону Галилеи (северной части Иудеи). Когда Веспасиан в 67 году вступил в пределы Галилеи, сильные крепости почти без боя одна за другой переходили под власть римлян. Иосиф со своим отрядом заперся в крепости Йотапата, но, выдержав 47-дневную осаду, крепость пала. Сам Иосиф успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере, вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил сдаться римлянам.

Приведенный в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему получение императорского трона. Веспасиан первоначально счел предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика, дав ему свободу. С этого времени Иосиф стал носить фамильное имя своего господина — «Флавий».

Последние годы жизни Иосиф провел при дворе римских императоров. Веспасиан возвел его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал помещение в Риме в своем прежнем дворце. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, он занялся литературным трудом. Его книги были высоко оценены и помещены в императорскую книгохранительницу. В Риме на одной из площадей Иосифу Флавию была воздвигнута статуя.

«Иудейские древности», изначально предназначавшиеся для знакомства греков и римлян с историей иудеев, состоят из 20 глав и охватывают прошлое еврейского народа от сотворения мира до начала войны с Римом. Создавая свой труд, Иосиф Флавий делал обильные извлечения из книг Священного Писания. Он стремился доказать, что и еврейский народ имеет свою древнюю и славную историю, значительно более долгую, чем прошлое европейских цивилизаций.

До седьмой главы XI книги повествование Иосифа Флавия идет параллельно тексту Библии; затем он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ. Его повествование особенно подробным делается с эпохи Птолемеев и Селевкидов. Три последние книги передают события от смерти Ирода Великого до управления Иудеей Гессия Флора.

Труды Иосифа Флавия являются основным источником истории евреев начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами. В «Иудейских древностях» даются свидетельства смерти Иоанна Крестителя, побиения камнями Иакова, брата Иисуса, а также распятия Христа и его явления на третий день. Свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе, его учениках и реакции людей на его проповедь всегда выглядели удивительно, поскольку исходили из уст человека, преданного иудаизму и принадлежавшего к фарисеям. Христиане нового времени видели в его книгах одно из наиболее красноречивых и объективных свидетельств в пользу реальности личности Христа и чудес, связанных с ним. Скептически настроенные ученые конца XIX в. считали эти «свидетельства» позднейшими вставками, но фактического подтверждения эта точка зрения не получила. Произведения Иосифа Флавия обрисовывают контекст событий жизни Христа и раннего христианства, наполняют историческими деталями наши представления об этом времени и дают развернутую информацию о политических и религиозных деятелях той поры: Ироде Великом и его потомках, Понтии Пилате и многих других.

Михаил Самуйлов (ум. ок. 1818 г.) – придворный протоиерей, переводчик. Перевел с латинского «Историю священную Ветхого и Нового Завета» (Спб., 1778) и «Иосифа Флавия Древности иудейские» (Спб., 1779-1783).