Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Флейшман Г., Альмерас А. Королева Мария Антуанетта: Ее частная и интимная жизнь. - Ее любовные похождения по памфлетам и пасквилям того времени. Спб., 1911. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Хорошая сохранность.

Автор: Флейшман Г., Альмерас А.
Год издания: 1911


Флейшман Г., Альмерас А. Королева Мария Антуанетта: Ея частная и интимная жизнь. - Ея любовныя похождения по памфлетам и пасквилям того времени. Полный перевод с французскаго А.Гретман. Спб.: Сфинкс, 1911. 505 с., [6]; с илл. в тексте и 50 илл. на отдельных листах. 21,5 x 14,1 см. Книга вышла в серии: «Интимный кабинет истории», Т. II. В полукожаном переплете эпохи работы мастерской Гринберга. Сохранена издательская обложка по рис. А.Ложкина. Титульный лист, шмуцтитулы, заставки и концовки выполнены в технике гравюры на дереве по рисункам А.Соколова. Хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 75-652.

Представленные в настоящем издании два труда об интимной жизни Марии-Антуанетты - А.Альмераса «Любовные похождения Марии Антуанетты» и Г.Флейшмана «Распутность Марии Антуанетты по памфлетам» выделяются из ряда многих других книг, которые публиковались во Франции начиная с эпохи Реставрации. В официальной историографии королева считалась несчастной жертвой революционного террора. Никто из предшествовавших историков не желал обращаться к такому богатому источнику, как памфлеты и пасквили последней четверти XVIII века, как правило, по этическим соображениям. В результате личность Марии-Антуанетты, а главное, ее эпоха, были представлены односторонне. Памфлеты и пасквили, при всей своей неприглядности, а зачастую предвзятости и откровенной клевете, являются важным документом, характеризующим нравы эпохи и формировавшим общественное мнение; кроме того, многие из них основывались на достоверных данных полиции и лиц, заинтересованных в их составлении. Авторы, используя этот важный род источников, стремились к объективности и их критическому анализу, сопоставляя сведения памфлетов с другими документами того времени, что позволило им создать яркую и нетривиальную картину нравов при Французском дворе.

В работах Г.Флейшмана и А.Альмераса шаг за шагом прослеживается судьба Марии-Антуанетты с момента ее вступления на сцену истории и до казни на гильотине. Образ королевы создается начиная с характеристики ее воспитания при Австрийском дворе. Легкомыслие юной особы и стремление к бесконечным развлечениям поощрялось и даже провоцировалось атмосферой Французского двора, где безудержный разврат многими считался долгом приличного аристократа, способом борьбы с бесконечной скукой. Рисуются картины жизни юной красавицы при Французском дворе, где придворное окружение и даже сестры короля бесконечно завидовали красоте и обаянию этой рыжеволосой и жизнелюбивой австрийки, а муж, Людовик XVI, отличавшийся непривлекательной внешностью и манерами, почти не вызывал с ее стороны нежных чувств.

Образ Марии-Антуанетты анализируется на основе сопоставления информации памфлетов со свидетельствами переписки, дневников, полицейских отчетов и других видов источников. В книге привлечены материалы более 100 направленных против королевы печатных пасквилей, главной темой которых были ее интимные связи. Авторы воссоздают частную жизнь французской королевы, полную любовных увлечений мужчинами и женщинами. Это новый взгляд историков на королеву, не свойственный официозной историографии XIX века. Исследователи стремятся извлечь зерна истины из ярких и колких текстов, сочинявшихся современниками на злобу дня.

Обвинения в обычной аморальности мало кого могли удивить и заинтересовать в конце XVIII века. Но изощренное распутство и связанные с ним растраты казны, а также стремление авторов памфлетов придать поступкам королевских особ характер, унижающий достоинство французов как нации, будили ненависть в народе. За грязной придворной борьбой, частью которой стали памфлеты, вырисовывается образ Марии-Антуанетты - «обычной» женщины своей эпохи со свойственными ей слабостями, но, в то же время, и сильными душевными качествами. Мария-Антуанетта ввела моду при дворе на утонченные платья, украшения и новые способы развлечений (до нее французские королевы были обезличенными производительницами потомства). Когда же над королем Франции нависла угроза, а все придворные бежали из страны, Мария-Антуанетта не оставила его, осталась с ним до конца и приняла смерть.

В книге показана «изящная и распутная» Франция, традиционные для того времени непристойные увеселения аристократов. Рассказывается о фаворитках, любовницах, актрисах и танцовщицах, заполонявших дворцы и виллы. Освещена семейная жизнь Людовика XVI, его роль как мужа и семьянина, личные черты, долгое время остававшиеся в тени. Раскрываются личности авторов многих пасквилей, среди которых были представители разных придворных партий и группировок, высокопоставленные чины полиции и т.д.

Издание иллюстрировано множеством репродукций с гравюр и живописных полотен XVIII века, на которых запечатлены герои книги - светские львы и львицы, карикатуры на придворные обычаи, сцены из интимной жизни высшего света. Монографии французских историков были основаны на неопубликованных документах из Национального архива Франции. В конце издания помещен каталог с описаниями печатных памфлетов второй половины XVIII века. А в качестве приложений даны выдержки из писем к Марии-Антуанетте ее матери, австрийской императрицы Марии-Терезии, пристально следившей через своих агентов за жизнью дочери во Франции.