|
Фотоальбом: Постройки и виды 2-ой дистанции 7-го участка Средне-Сибирской ж<елезной> д<ороги>. [Россия, первая половина 1890-х г.г.]. 23 фотографии, наклеенные на альбомные листы. Размер блока: 26,2 х 34,6 см. Размеры фотографий: около 16 х 22 см. В цельнокожаном переплете эпохи с золотым тиснением на передней крышке, застежка желтого металла. Тройной золотой обрез. Отличная сохранность, залом седьмой фотографии поперек снимка. Именной экземпляр, изготовлен для руководителя строительством дистанции инженера Н.Потехина (фамилия тиснена золотом на передней крышке переплета). Фотографии имеют историческую ценность. Редкость.
Средне-Сибирская железная дорога строилась в период с 1893 по 1897 г.г. Она состояла из двух участков: от Оби до Красноярска и от Красноярска до Иркутска. Дорога соединила между собой важнейшие сибирские центры - Томск и Иркутск. Строительством дороги руководил выдающийся инженер Николай Павлович Меженинов (1838-1915). Именно благодаря его предложениям, подкрепленным точными расчетами и экономическими аргументами, дорога получила характер продолжения Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог и стала частью единого Транссибирского железнодорожного пути.
Подготовительные работы по прокладке дороги проводились начиная с 1887 г. В 1892 г. Н.П.Меженинов составил проект Средне-Сибирского участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее был назначен начальником работ по сооружению этой дороги. Постройка линии проходила в сложных климатических и природных условиях.
Средне-Сибирская дорога была разбита на 16 строительных участков, каждый из которых в зависимости от сложности работ и его протяженности имел в своем составе одну или две строительные дистанции. Все без исключения должности начальников участков и дистанций занимали выпускники С.-Петербургского института инженеров путей сообщения.
В настоящем альбоме представлены фотографии, иллюстрирующие все этапы строительства последнего участка дороги на отрезке от Томска до Красноярска, его испытания и торжества по случаю открытия.
Работы по сооружению Средне-Сибирской железной дороги на участке Обь - Красноярск были начаты в мае 1893 г., 1-го декабря 1895 г. было открыто рабочее движение. 6 декабря того же года в Красноярск прибыл первый поезд. Именно он запечатлен на двух предпоследних фотографиях. Локомотив имеет серию Д 203. На этих фотографиях изображены торжества по случаю открытия участка дороги, состоявшиеся в Красноярске. На предпоследнем снимке представлены основные руководители строительства. Над всеми возвышаются две фигуры: слева - губернатор Енисейской губернии Леонид Константинович Теляковский (управлял краем в 1890-1896 г.г.), справа - начальник строительства дороги Н.П.Меженинов. На последней фотографии, сделанной на фоне здания Красноярского вокзала (построено в 1894-1895 г.г.), можно идентифицировать губернатора (пятый слева), справа от него, по всей видимости, его супруга, а также Н.П.Меженинова (второй справа). Регулярное движение поездов по дороге между Новониколаевском (ныне Новосибирск) и Красноярском было открыто в 1898 г.
На ряде фотографий показаны геодезические работы и разметка местности, строительство временных и постоянных мостов, дренажей, водоотводных труб, создание железнодорожной насыпи и другие земляные работы, открытие станций, испытания железнодорожных путей. Представлены фотографии паровоза серии Т.О. 654, вагона-теплушки, дрезины. Многие снимки - коллективные портреты рабочих и служащих железной дороги.
Великая Сибирская железная дорога стала значительным фактом международной жизни. В мировой прессе появились восторженные отклики: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события, более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги».