Фриче В. Поэзия кошмаров и ужаса. Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе. С картинами художников: Босха, Брегеля и др. М., 1912. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Фриче В.
Год издания: 1912
Фриче В. Поэзия кошмаров и ужаса. Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе. С картинами художников: Босха, Брегеля, Дюрера, Кранаха, Гойи, Делакруа, Ропса, Бердслея, Штука, Мунха. М., Тип. Т.Д. «Художественная печать», 1912. 347 с. с илл.; 30 л. илл. 18,9 x 15,7 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. На титульном листе печать с владельческими инициалами «ИК». Издание имеет коллекционное значение.
Владимир Максимович Фриче (1870—1929) писатель, литературовед и искусствовед. Происходил из московской немецкой семьи, в 1889 г. с медалью окончил гимназию Петра и Павла. Родители уехали в Германию, а Фриче содержал себя уроками и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где занимался сначала классической филологией, потом западной литературой, получил медаль за сочинение о немецком романтизме и его влиянии на русский и по окончании курса в 1894 г. был оставлен при кафедре всеобщей литературы. Среди основных работ В.М.Фриче "Очерк развития западноевропейской литературы от средних веков"; "Поэзия кошмаров и ужаса"; "Итальянская литература эпохи национально-освободительной борьбы"; "Западноевропейская литература XX в.".
В истории бывают периоды, когда общественные настроения можно охарактеризовать как преисполненные оптимизма. Это, конечно же, сказывается на тенденциях в искусстве и литературе. В противоположность таким «светлым» периодам иногда наступают времена убийственного пессимизма. Тогда весь мир представляет собой картину «дикого кошмара и безумия». Примером последнего случая, по словам В.М.Фриче, может служить конец Ренессанса и так называемый Романтизм. И вот на рубеже XIX - XX вв. пришла очередная мрачная эра пессимизма, получившая название «декаданса». Именно ее описание через произведения искусства дано на страницах настоящего издания, ставшего первым в своем роде. Однако все «дьявольские» образы уходят корнями в средневековье. Поэтому в книге этот раздел стоит на первом месте и является исходным пунктом.
Для каждой эпохи Фриче выдвигает свою «нечисть», своего дьявола и свои страхи, обусловленные образом жизни, изменениями в хозяйственном укладе и т.д. Автор подчеркивают, что затрагиваемую тему следует рассматривать в первую очередь через призму произведений искусства и литературы, т.е. явления типические, в какой-то мере массовые, отражающие мироощущения эпохи. Поэтому Фриче не останавливается подробно на отдельных персоналиях той или иной эпохи (художнике или писателе), отдавая предпочтение общему перед частным. В книге искусство и литература становятся источниками для изучения умонастроений, коллективной психологии, а, в конечном счете, культуры определенных эпох. Издание богато иллюстрировано картинами художников от эпохи позднего средневековья до начала ХХ вв. В творчестве живописцев XIX-ХХ вв., попавших в поле зрения исследователя, все больше присутствуют эротические мотивы.