Гейманс Г. Психология женщины. Спб., 1911. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Гейманс Г.
Год издания: 1911
Гейманс Г. Психология женщины. Спб.: издательство О.Богдановой, 1911. XII, 248 с. 22,2 х 14,9 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Герардус Хейманс (1857-1930) - выдающийся нидерландский философ, психолог, первопроходец в научном исследовании гендерной психологии; профессор в университете Гронингена, член Общества экспериментальной психологии. Учился в университетах Лейдена и Фрейбурга. Его интересовала психология личности и характерология. Как исследователь, Г.Гейманс отличался выдающейся научной обстоятельностью и добросовестностью. Он широко использовал в своей работе методы опросов и анкетирования, статистическую обработку данных, что позволило выявить скрытые зависимости в структуре личности, ее поведении, наиболее универсальные ее свойства. Одной из ключевых методологических проблем для Г.Хейманса стало исследование восприятия и факторов, которыми оно обусловлено. Впервые в работах ученого анализ гендерной психологии приблизился к объективности, что позволило ему прийти к неожиданным выводам, заставившим общество по-новому взглянуть на различия мужской и женской психологии. В разработке вопросов гендерной психологии голландский ученый имел приоритет перед З.Фрейдом и большинством других крупных исследователей того времени.
В своих работах Г.Хейманс впервые сумел преодолеть множество стереотипов, которые были свойственны его коллегам, во многом зависимым от собственной половой принадлежности. Его книга «Психология женщины» выгодно отличается от исследований предшественников и современников своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на сочинения других авторов. Сам Г.Хейманс провел два масштабных исследования, опросив по специально разработанным анкетам большие группы людей. Его методики продолжают оставаться актуальными и для современной гендерной психологии. Ученый сформулировал ряд четких критериев сравнения мужской и женской психологии и собрал обширный количественный материал, благодаря которому можно было получить достаточно объективные показатели.
Г.Хейманс установил, что главное отличие женщин от мужчин – это эмоциональность. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики обычно интересуются их практическим назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы. Женщины эмоциональны в спорах и часто пристрастны. Особенно эмоциональность проявляется в отношении аффекта страха. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин.
Женщинам свойственна более живая фантазия и яркое воображение ввиду их большей эмоциональности. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у русских и бразильских женщин - по сравнению с англичанками).
Также интересно, что женщины лучше воспринимают то, что им интересно. Они демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их трогает за живое, а остальное они могут просто не замечать. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие - мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении. У них, в среднем, лучшая память. В Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть студенчества, они отличались более высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность к обучению. Г.Хейманс делал вывод, что высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, общественные предубеждения против ученых-женщин.
Сравнительный материал показал, что по критерию оригинальности при рисовании геометрических фигур мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины. Способности усвоения знаний у мальчиков и девочек распределялись так: простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное - мальчики. Ценность этих исследований Г.Хейманса заключалась еще и в том, что он описал характеристики поведения, на которые обычно психологи того времени не обращали внимания.