Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Героическая эпопея: Альбом фотодокументов. Арктический поход и гибель «Челюскина». ... М., 1935. Художественное оформление: П.Фрейберг, С.Телингатер, Н.Седельников. В издательском переплете и футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Мехлис Л., Веритэ И., Боговой И., Баевский И. (ред.).; П.Фрейберг, С.Телингатер, Н.Седельников (худ.)
Год издания: 1935


Героическая эпопея: Альбом фотодокументов. Арктический поход и гибель «Челюскина». - Ледяной лагерь. - Советское правительство организует спасение. – Летчики - Герои Советского Союза. - Страна Советов встречает героев Арктики. Под ред. Л.Мехлиса, И.Веритэ, И.Богового, И.Баевского. М., издание редакции «Правды» и Партиздата ЦК ВКП(б), 1935. [8], 153, [5] с.; с илл. в тексте и 21 илл. и 2 картами на отдельных листах. 34 х 25,2 см. Тираж 5000 экземпляров. Художественное оформление: П.Фрейберг, С.Телингатер, Н.Седельников. В издательском переплете с серебряным тиснением на передней крышке и корешке и футляре. Очень хорошая сохранность.


Настоящий альбом представляет собой «фото-летопись» знаменитого арктического похода парохода «Челюскин» под руководством О.Ю.Шмидта, жизни членов экипажа на дрейфующей льдине и их спасения. Все это стало героической эпопеей, сразу же получившей международную известность.

13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане: пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену; закованный во льдах, он дрейфовал в океане и, в конце концов, был раздавлен. 104 человека, в том числе женщины и двое детей, в течение двух месяцев жили в палатках на льдине в условиях 35-градусного мороза, регулярных снежных бурь и постоянной опасности трещин. Неоднократно ледяной вал проходил через лагерь, разрывая лед и уничтожая все на своем пути. В мировой практике еще не было случая спасения людей в подобных условиях.

Автономное плавание парохода «Челюскин» от Новой Земли до Чукотского ледового массива стало событием в освоении Северного морского пути. В то время активно шла индустриализация, ставилась цель научиться использовать в экономике огромные богатства Заполярья. Нужно было организовать постоянное сообщение Мурманска и Владивостока по Северному морскому пути. «Челюскин» успешно преодолел льды трех арктических морей, и только на подходе к Чукотке был захвачен в ледяные тиски. Члены экспедиции сделали все возможное для спасения корабля и своего собственного, их четко организованные действия позволили им выжить в крайне тяжелых условиях. Они построили лагерь, аэродром и сигнальные вышки, наладили связь с внешним миром и подачу условных знаков для авиации. При ежедневной интенсивной работе для поддержания духа в свободное время челюскинцы выпускали стенгазету «Не сдадимся!», репродукция первого номера которой помещена в книге, играли в подвижные игры, читали.

В альбоме содержится множество уникальных фотографий и иллюстраций (выполнены в техниках цинкографии, литографии и др.), сделанных участниками челюскинской эпопеи П.Новицким, А.Шафраном, Н.Комовым, В.Ремовым и рядом других фотографов. Они отражают все этапы экспедиции и пути домой. Это виды морских судов, полярных станций, заводов, арктические пейзажи, сцены охоты, виды «Челюскина», использования авиации для арктической разведки и спасательных работ. Представлены портреты участников экспедиции и фотохроника их жизни на льдине, в которой передан весь драматизм борьбы за выживание и, в то же время, создано впечатление спокойствия, уверенности в спасении, непоколебимой бодрости духа. Фотографии в альбоме сопровождаются комментариями, которые шаг за шагом повествуют о событиях похода, жизни в лагере Шмидта после гибели корабля, о научной работе. Большое внимание уделено роли летчиков-спасателей и чукчей, помогавших «челюскинцам» во время возвращения, чествованию героев на протяжении всего пути в Москву и в столице - с участием первых лиц государства.

Представлены карты арктических экспедиций 1934 г. и освоения Заполярья с обозначением портов, угольных баз, промышленных предприятий, совхозов и рудников в Заполярье. Эти материалы наглядно демонстрировали усилия СССР в деле освоения Арктики. Издание несет на себе печать сталинской пропаганды, превратившей гибель «Челюскина» в демонстрацию мощи советского государства и идеологии, которая сплачивает людей в экстремальных условиях и ведет их к победе.

Оформление альбома выполнено в стиле конструктивизма. Над ним работали художники-графики – выпускники ВХУТЕМАСа: П.Ф.Фрейберг; Соломон Бенедиктович Телингатер (1903-1969) - самый известный советский художник-график того периода, ученик В.А.Фаворского; Николай Александрович Седельников - художник, работавший исключительно средствами типографского набора и умевший извлекать из него богатейшие выразительные возможности.

Фотографии альбома отражают интересные особенности советского фотоискусства: в 1930-е г.г. фотография в определенной мере «поменялась» местами с классической картиной. Изменилось отношение к натуре, произошла визуальная инверсия: фотограф выстраивал постановочные и игровые композиции, поэтому съемка превращалась в целое действо. В некоторых случаях трудно понять, где картина, а где отретушированная, расцвеченная фотография. Все это хорошо видно по снимкам «Героической эпопеи».

Как только информагенства разнесли по всему миру весть о спасении всех обитателей «лагеря Шмидта», в адрес Правительства СССР стали поступать сотни телеграмм от государственных и общественных деятелей различных стран, организаций и частных лиц. В разговоре с послом СССР в Лондоне Бернард Шоу сказал: «Что вы за страна! Полярную трагедию превратили в национальное торжество. На роль главного героя ледовой драмы нашли настоящего Деда Мороза с большой бородой. Уверяю Вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей». Вокруг челюскинской эпопеи до сих пор существует множество легенд (в частности о том, что с «Челюскиным» шел еще один корабль-тюрьма с заключенными на борту, погибший во льдах). В числе участников похода «Челюскина» находился целый ряд известных личностей: крупный гидрограф, через несколько лет после этих событий репрессированный, Павел Константинович Хмызников (1896-1943); художник Федор Павлович Решетников, сделавший серию рисунков во время арктической эпопеи, получивших известность впоследствии; писатель-фантаст Илья Сельвинский (1899-1968).