Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гессен В.М. Исключительное положение. Спб., 1908. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Гессен В.М.
Год издания: 1908


Гессен В.М. Исключительное положение. Спб., издание Юридическаго книжнаго склада "Право", 1908. VIII, 410 c. 19,3 х 13,4 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Владимир Матвеевич Гессен (1868-1920) - юрист, чиновник Министерства иностранных дел, преподаватель. Окончил юридический факультет Новороссийского университета, после чего продолжил обучение в Германии. Возвратившись в Россию, преподавал в Санкт-Петербургском университете на кафедре полицейского (административного) права. В.М.Гессен являлся одним из основателей юридического еженедельника "Право", членом редакции "Вестник права". В 1916 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Основы конституционного права". В.М.Гессен - один из самых популярных и влиятельных публицистов своего времени.

В настоящей книге рассматривается важнейший для России начала XX века вопрос об изменении законодательства в случае введения военного положения, расширяющего полицейские функции. Волнения 1905 г. в России повысили значение этого вопроса. Путем анализа нормальных, регулярных принудительных полномочий полицейской власти в России, сравнительного анализа с полицейским законодательством ведущих европейских держав, автор характеризует широчайший спектр возможностей полиции, все расширяющийся за счет практического применения чрезвычайных мер (зачастую используемых вопреки закону). Две сенаторских ревизии с разницей в 25 лет (первая прошла в 80-х г.г. XIX в.) показали, что путем сохранения существующего положения полиция превращается из стража порядка в организованную и страшную силу, посягающую на безопасность граждан.

В начале книги В.М.Гессен демонстрирует, как неопределенность и разбросанность полицейских правил позволяют легко обратить власть в произвол. Отсутствие общего полицейского устава (вместо него действовал Устав о предупреждении и пресечении преступлений 1881 г.) размывает границы, в которых применимо полицейское принуждение. Эпоха реакции и застоя, всеобщая подавленность и безразличие только способствуют расширению бесправия. Необходимость реформирования полиции, по мнению автора, несомненна.

В настоящей работе дается обзор регулярных полномочий полицейского надзора в России, который может быть использован в четырех случаях: как добавочное наказание по суду; в случае уклонения от следствия и суда; негласный - для пресечения преступлений (не может иметь принудительный характер); гласный - как мера предупреждения преступлений против государственного порядка над "вредными для общественного спокойствия", неблагонадежными лицами. Следовательно, имеющийся закон может применяться как ограничение свободы передвижения, неприкосновенности жилища, права на свободу переписки (по решению министра внутренних дел). Административная высылка (запрет на пребывание в определенных регионах) может быть использована властями не только в отношении неблагонадежных, т.е. уже скомпрометировавших себя противозаконными поступками лиц, но и в отношении "порочных" как регулярная мера, не требующая чрезвычайных полномочий. Также к числу нормальных полномочий относятся меры вооруженного принуждения. При недостаточности полицейских средств закон предусматривает призыв войск для прекращения беспорядков сенаторами, губернаторами, начальниками полицейских управлений и отделений, начальниками тюрем и проч. Автор приводит выдержки из закона 1906 г. о применении оружия для восстановления общественного порядка.

Будучи ярким сторонником конституционной монархии, парламентского представительства, В.М.Гессен считал, что никакие акты не могут считаться законными, если не получили согласия народного представительства, и в этом заключается сущность конституционного принципа. Исключительное (военное положение вследствие внешней или внутренней угрозы существующему порядку) законодательство же приостанавливает действующие законы, ограничивая права граждан. Говоря об иностранном законодательстве, автор демонстрирует, что по английскому праву никакая необходимость не может превратить неправомерное действие в законное, и только парламентским актом военные или другие лица могут быть освобождены от ответственности за незаконные действия. В парламентском государстве министерство, вопреки конституции объявившее военное положение, несет ответственность перед народным представительством и будет вынужденно после объявления вотума недоверия уйти в отставку. В дуалистических государствах, таких, как Пруссия и Россия, министерство ответственно только перед монархом, и не ощущает последствий неправомерных решений.

В.М.Гессен, говоря об Исключительном законодательстве за рубежом, преимущественно останавливается на опыте Англии и рассматривает действие Habeas Corpus Act, определяющего правила ареста и привлечения к суду, т.к. Великобритания не имеет заранее сформулированного акта на случай беспорядков. Российское законодательство анализируется через Положение 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка, временного закона, срок действия которого ограничивался тремя годами, но был продлеваем по ходатайству Министерства внутренних дел каждые три года вплоть до написания книги. Отдельные очерки посвящены различным институтам Исключительного законодательства: высылке, аресту, военному суду. Заключительная глава описывает проект пересмотра Исключительного законодательства, порученный Особому совещанию во главе с А.П.Игнатьевым в 1905 г. В приложении к книге помещены законодательные акты, действовавшие в Российской империи в начале ХХ века, а также проект Положения об Исключительном законодательстве.