Гидрографическая карта Европейской России. Спб., 1833. Гравированная карта в раме и паспарту. Отличная сохранность. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Автор: Без автора
Год издания: 1833
Гидрографическая карта Европейской России. Главным Управлением путей сообщения составленная и изданная. Описание судоходных каналов. [Гравирована в художественных заведениях ГУПС]. Спб., Главное управление путей сообщения и публичных зданий, 1833. Гравированная карта в раме и паспарту. Издательская подкраска границ акварелью. Размеры в раме: 147,2 х 116,4 см. Размеры оттиска: 86,5 х 118,5 см. Отличная сохранность. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Представленная гидрографическая карта Европейской России составлена в Главном управлении путей сообщения (ГУПС, с 1832 г. – и публичных зданий, ГУПСиПЗ). В ведомство ГУПС входили художественные заведения (граверная и литографическая мастерская, Чертежная палата), которые полностью обеспечивали различные издания ГУПС, в том числе и картографические. В обязанности ГУПС входило управление, строительство и картографирование путей сообщения, в том числе и водных. Представленная карта является результатом деятельности ГУПС по картографированию водных путей сообщения в Российской империи. Активное составление гидрографических карт началось в 1830-х г.г.
Карта полностью подготовлена и издана в заведениях ГУПС. На ней есть цензорское разрешение от 6 марта 1833 г., цензор А.Л.Крылов (1798-1853), профессор С.-Петербургского университета, член С.-Петербургского цензурного комитета с 1831 г. Дата издания карты и цензорское разрешение совпадают, что обычно для того времени.
Справа и слева от карты даны текстовые описания существовавших на тот момент искусственных судоходных каналов. Их, в общей сложности, на территории Европейской России к 1833 г. насчитывалось восемнадцать. При этом пять из них были построены после 1822 г., когда ГУПС возглавил герцог Александр Вюртенбергский (1771-1833), родной дядя Александра I и Николая I. Один из каналов начал строиться в 1825 г. Он должен был соединить Москву и Волгу. К 1833 г. строительство его продолжалось, но канал уже был прорыт от реки Истры к реке Сестре. Среди 18 каналов были также Ладожский, Свирский, Вышневолоцкий, Тихвинский, Мариинский, Онежский и др. В начале 1830-х г.г. шла инженерная разработка строительства Волго-Донского канала и системы каналов, которые должны были соединить Волгу, Западную Двину и Неман. Описаны и другие мероприятия по улучшению судоходности основных европейских рек России. На карту нанесены все города (в том числе уездные), крепости, села, деревни, порты, пристани, речные пороги, маяки.
Карта оформлена в стилистике листовых (к ним относились и картографические) изданий 1830–1840-х г.г. Раскраска соответствует публикации издания. Особенности оформления и качество бумаги подтверждают датировку выхода карты – 1833 г.