Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви: Сборник статей 1868-1887 гг. 2 тома. М., 1905-1906. Первое издание, вышло ограниченным тиражом. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Большая редкость.

Автор: Гиляров-Платонов Н.П.
Год издания: 1906


Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви: Сборник статей 1868-1887 гг. Издание К.П.Победоносцева. Под редакцией кн. Н.В.Шаховского. 2 тома. М., Синодальная типография, 1905-1906. 23,8 х 15,1 см. Первое издание, вышло ограниченным тиражом. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Большая редкость.

Том I. (1905). [2], II, 520 с.
Том II. (1906). [2], 616 с.


В сборнике «Вопросы веры и церкви» замечательного мыслителя, общественного деятеля пореформенной России Никиты Петровича Гилярова-Платонова собраны статьи, в которых автор высказывался о самых острых проблемах духовной жизни 1860-х - 1880-х г.г. Одной из ключевых среди этих проблем был уменьшающийся авторитет служителей церкви в глазах мирян.

Центральной была идея о свободе церкви от государства и о свободе совести в целом: «Жизнь церкви, - говорит Н.П.Гиляров-Платонов, - есть выражение веры и любви, т.е. свободы в обоих ее применениях, умозрительном и деятельном. Вера есть свободное восприятие истины, любовь - свободное ее применение»; «Из всех свобод, в которых мы нуждаемся... первая и самонужнейшая есть свобода церкви с свободою веры». Н.П.Гиляров-Платонов выступал против охранительного консерватизма и вмешательства государства в вопросы религии и церкви, которое душило инициативу, самостоятельность, энергию и живость ума верующего прихожанина. Автор требовал дарования самых широких прав не только приходам господствующей церкви, но и русским старообрядцам. В старообрядчестве он видел очень важное явление русской истории и культуры, уделяя много внимания его изучению. Книга вышла чрезвычайно вовремя - после Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего личные и общественные свободы, и прежде всего - свободу слова и вероисповедания.

В статьях и очерках Н.П.Гилярова-Платонова дан анализ духовной среды России пореформенного времени, в частности, проблем в постановке образования в семинариях, которая затрудняла живое восприятие слова Божия и церковных догматов. Он указывает на церковную бюрократию, формализм в отношении духовенства к своей пастырской миссии, на «казенную» церковь в целом и т.д. Публицист пишет о развращении священства государственным жалованьем. Значительная часть членов церковной иерархии стала мыслить себя чиновниками и с радостью на это шла. А ведь этот путь - гибель для церкви как живого организма. Свои мысли и критику он подтверждает множеством высказываний своих современников, принадлежавших к демократическим слоям, интеллигенции, духовенству, к числу государственных деятелей.

Обсуждая внутренние дела церкви, Н.П.Гиляров-Платонов говорит о всевластии архиереев, статус которых ассоциировался в сознании людей с высшими военными и государственными чинами. Он был против восстановления патриаршего престола, видя в этом шаг к «папизму» и нарушение принципа христианского смирения, призывал к возрождению самодеятельности приходов и возобновлению соборов, на которых бы решались важнейшие вопросы веры и церковной жизни. Помимо критики настоящего положения церкви, в этих статьях содержатся также глубокие мысли о пути, по которому должно развиваться православие.

Книга впервые вышла небольшим тиражом через 18 лет после смерти автора. Издали ее друзья и ценители идей Н.П.Гилярова-Платонова К.П.Победоносцев и князь Н.В.Шаховской.

Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887) - выдающийся общественный деятель славянофильского направления, богослов, философ, писатель и издатель, чья деятельность оказала большое влияние на сознание людей пореформенной России. Он был одним из лучших и наиболее просвещенных специалистов в вопросах церкви и религии, писал об истинном православии и просвещенной церковности.

Н.П.Гиляров-Платонов происходил из рода коломенских приходских священников. Его отец окормлял приход церкви великомученика Никиты и назвал своего сына в честь этого святого. В 1848 г. Н.П.Гиляров-Платонов с отличием окончил Московскую духовную академию и был оставлен там преподавать. За особые успехи в учении студент с 1846 г. получал стипендию имени митрополита Платона (Левшина), в честь чего и получил свою вторую фамилию Платонов.

Николай Петрович занял в академии должность «бакалавра по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах». Со временем он стал блестящим профессором новой кафедры «Церковной археологии и истории раскола в России». Многие студенты выделяли его особо, как наиболее повлиявшего на их мировоззрение. Богослов защитил магистерскую диссертацию. Для своего времени его взгляды были весьма либеральны. Он говорил о свободе совести, веротерпимости, одним из первых обратился к изучению бытовой истории староверов.

Н.П.Гиляров-Платонов был уволен из учебного заведения в 1855 г. за то, что в изучении истории раскола и старообрядчества занимал научную, а не полемическую позицию, как было принято в никонианской церкви. Такую же позицию он занимал на посту московского цензора (1856-1862), за что был признан неугодным. Н.П.Гиляров-Платонов работал в комиссии Я.И.Ростовцева по крестьянскому вопросу, а затем - в комиссии князя Оболенского, занимавшейся выработкой новых законов о печати. Здесь он содействовал расширению гласности и созданию судебных гарантий для авторов и издателей.

Несколько лет Н.П.Гиляров-Платонов был управляющим Московской Синодальной типографии, сотрудничал в журналах и газетах славянофильского и западнического круга, издававшихся И.С.Аксаковым и М.Н.Катковым. С 1867 г. около двадцати лет он был редактором-издателем демократической газеты «Современные Известия», где печатались смелые и правдивые, часто неугодные властям статьи, вследствие чего газета неоднократно подвергалась цензурным предостережениям и взысканиям. В 1883 г. Н.П.Гиляров-Платонов как издатель обанкротился из-за убытков и конкуренции. Его имущество почти все ушло с молотка в уплату долгов. Но духовная роль его издания была очень велика, и по смерти издателя заслужила такую оценку: «Больше нет в Москве, а вместе с нею и в России, публициста, за которым бы единодушно и без возражений признавалось оригинальное, смелое и независимое слово». Высокий авторитет Н.П.Гилярова-Платонова подчеркивает и тот факт, что он три срока был гласным Московской Городской думы.