Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гоголь Н.В. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма. Т. [1]-2. М., 1846, 1855. Первый том - прижизненное издание. Второй том - первое отдельное издание, посмертное. В двух полукожаных владельческих переплетах эпохи и в современном футляре. Редкость.

Автор: Гоголь Н.В.
Год издания: 1846


Гоголь Н.В. Похождения Чичикова, или Мертвыя души. Поэма. Т. [1]-2. М., в Университетской типографии, 1846, 1855. В двух томах. 22,1 х 13,7 см. Тираж: 2400 экземпляров. Первый том - прижизненное издание, подготовленное автором. Второй том - первое отдельное издание, посмертное, не публиковавшихся ранее глав второго тома «Мертвых Душ», случайно уцелевших от сожжения. На авантитуле второго тома: «Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденныя после его смерти». В двух полукожаных владельческих переплетах эпохи и в современном картонажном футляре. Внизу корешков тиснение инициалов владельца: «О.Р.». Очень хорошая сохранность. В первом томе нет авантитула, во втором томе отсутствует факсимиле. Издание представляет историко-культурную ценность. Редкость.

[Том первый]. Издание второе. М., в Университетской Типографии, 1846. III-X, 471 с.
Том второй. (5 глав) [и Авторская исповедь]. М., в Университетской Типографии, 1855. XII, [2], 304 с.

Библиография: Смирнов-Сокольский Н. Моя библиотека. М., 1969, № 611.


Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - великий русский писатель. Первое издание «Мертвых душ» было подготовлено Н.В.Гоголем в 1842 г. и издано тиражом 2400 экземпляров, который буквально в считанные недели разлетелся по всей стране, став произведением, с которым в популярности не могла конкурировать ни одна другая тогдашняя книга. Поэма выходила не без трудностей. Первый том ее был представлен в цензуру в конце 1841 г., а разрешен к печати лишь в марте следующего года. Было предписано кое-что переработать, изменить первоначальное название на более нейтральное - «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Кроме того, Н.В.Гоголь не имел денег на издание. Бумагу для книги писателю предоставил за собственный счет профессор Московского университета М.П.Погодин. А типография согласилась напечатать поэму в долг.

Как вспоминал С.Т.Аксаков, читатели в своем отношении к «Мертвым душам» разделились на три категории: на тех, кто восторженно воспринял новую, по-настоящему серьезную вещь о России; на других, кто не был готов понять произведение сразу, но со временем многие из них увидели его глубину и величие замысла; и третьих, кто открыто или тайно возненавидел Гоголя, поскольку узнал в его карикатурных персонажах самого себя. Так или иначе, «Мертвые души» имели огромный общественный резонанс, они буквально потрясли читающую Россию.

Второе издание книги также готовил сам автор. Оно вышло в мае 1846 г. В это время появились уже и иллюстрации к «Мертвым душам», созданные художником А.А.Агиным. Гравер Е.Е.Бернардский предлагал Н.В.Гоголю 1500 рублей серебром за право издать его поэму с этими рисунками. Но писатель был против украшения своего произведения, он писал: «Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством». Поэтому иллюстрации к поэме Е.Е.Бернардский начал издавать отдельно в том же году. Гравюры, отпечатанные с деревянных клише, выходили тетрадками по четыре листа в течение двух лет. Из 100 выполненных иллюстраций увидели тогда свет 72 рисунка. Издатель предполагал, что покупатели смогут их вклеивать в экземпляры издания «Мертвых душ».

Второе издание Н.В.Гоголь серьезно редактировал. Он никому не доверял свое детище и сам полностью контролировал весь издательский процесс. «Но главное, видимо, было ... в том, что писатель к тому времени изменил отношение к своим героям. Ему начинало казаться, что он слишком сгустил краски и что Россия вовсе не такая, какой он представил ее в 1-й части “Мертвых душ”».

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю А.С.Пушкиным еще в начале 1830-х г.г. Идея эта родилась у Александра Сергеевича, когда он был в ссылке в Кишиневе. Там он узнал, «что в городе Бендеры, с момента присоединения к России, кроме военных никто не умирает». Имена и документы умерших продаются крестьянам, бежавшим от помещиков в эту далекую пограничную область, и крестьяне обретают так легальный статус.

Работал над книгой Н.В.Гоголь долго. В октябре 1835 г. он сообщал А.С.Пушкину: «Начал писать “Мертвых душ”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Задумывалась поэма в трех томах, подобно «Божественной комедии» Данте Алигьери. Если первый том по плотности отрицательных образов и жизненных реалий напоминал «Ад», то второй том мог соотноситься с «Чистилищем». В нем выводились положительные герои и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал, предположительно, в 1840 г.

Издавая второй раз первый том «Мертвых душ», Николай Васильевич мыслил книгу открытым, развивающимся произведением, которое должно дополняться и перерабатываться, чтобы стать зеркалом русской жизни своего времени. В предисловии к этому изданию автор призывал всех своих читателей присылать отклики на поэму, отзываться о том, насколько точно или, наоборот, неверно образы книги характеризуют настоящую Россию, как обстоит дело в действительности. Получается, что Н.В.Гоголь попытался вовлечь читателей, - представителей всех сословий и любого достатка, - в дискуссию о подлинной России, так мало знакомой гражданам столиц. Он не просто стремился расшевелить спящий разум многих сограждан. В этом можно видеть попытку изменить и читателей, а через них - страну изнутри силой художественного слова, силой образа и, с другой стороны, увидеть новые грани этой страны, задать книге новый толчок к развитию. Если человек узнавал себя в героях поэмы, признался себе в этом честно, то он имел возможность меняться, совершенствуя себя, и тем самым спастись.

Писатель несколько раз сжигал черновики второго тома «Мертвых душ». В конце июля 1845 г. он сжег второй вариант написанного тома. При работе над томом значение произведения в представлении Н.В.Гоголя выросло за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически невыполнимым. Существует несколько версий о судьбе второго тома. Одна из них заключается в том, что Гоголь к концу 1851 г. закончил второй том «Мертвых душ», несколько раз читал его в узком кругу. По мнению автора и его слушателей, это был шедевр. В феврале 1852 г., чувствуя приближение смерти, Н.В.Гоголь сжег ненужные черновики и бумаги, среди них в огонь мог попасть по ошибке и окончательный вариант второго тома.

После похорон Н.В.Гоголя удалось найти и издать пять глав рукописи второго тома. Из них четыре - первые главы чернового варианта, уцелевшие от сожжения еще в 1845 г. Пятая глава является, видимо, одной из последних глав, была написана в начале 1850-х г.г. и далека от завершения. Эти главы распространялись в списках еще до своего издания в 1855 г. Третий том не был начат, и известны лишь обрывочные сведения о его замысле.

В конце второго тома в издании 1855 г. помещена «Авторская исповедь», в которой Н.В.Гоголь объясняет мотивы своего творчества и резоны издания «Выбранных мест из переписки с друзьями», произведения, вызвавшего у современников, особенно близких к Н.В.Гоголю, наиболее противоречивые отклики и непонимание. Это своеобразный ключ к творчеству писателя, его психологии, пути саморазвития, в котором большую роль играло мистическое понимание православия и традиция старчества.