Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или Мертвые души: Поэма. Спб., 1900. Самое роскошное дореволюционное издание поэмы Н.В.Гоголя. В иллюстрированном полукожаном издательском переплете. Золотой обрез. Отличная сохранность.
Автор: Гоголь Н.В.
Год издания: 1900
Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или Мертвыя души: Поэма. Текст по последней редакции академика Н.С.Тихонравова, с портретом Н.В.Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями художников: В.А.Андреева, А.Ф.Афанасьева, Н.Н.Бажина, В.И.Быстренина, М.М.Далькевича, Ф.С.Козачинскаго, И.К.Маньковскаго, Н.В.Пирогова, Е.П.Самокиш-Судковской, С.С.Соломко и Н.Н.Хохрякова. Буквы и виньетки работы Н.С.Самокиша. Художественный отдел выполнен под наблюдением П.П.Гнедича и М.М.Далькевича. Спб., издание А.Ф.Маркса, [1900]. VIII, 572 c.; c илл. в тексте и 11 илл. на отдельных листах. 35,7 x 27,3 см. Самое роскошное дореволюционное издание поэмы Н.В.Гоголя, отпечатано на толстой бумаге. В иллюстрированном полукожаном издательском переплете с золотым и цветным тиснением на корешке и крышках. Золотой обрез. Отличная сохранность.
Библиография: Международная книга: 48-83, 72-978, 73-152.
За непростую задачу иллюстрировать произведения Н.В.Гоголя художники XIX века брались лишь несколько раз. «Мертвые души», как ключевое творение великого писателя, были удостоены роскошного издания, предпринятого А.Ф.Марксом. Настоящая книга выпущена форматом in folio и богато проиллюстрирована ведущими художниками своего времени. Некоторые рисунки выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и мало распространенным тогда способом. Метод гелиогравюры - это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволяющий передать нюансы тоновых переходов. Гелиогравюры для настоящего издания печатались в Вене.
Иллюстрации были выполнены целой группой художников. Различие их авторских манер вносило разнообразие и полифонию в иллюстративный ряд. Изображения реалистичны, им предшествовала тщательная подготовка. В провинциальном захолустье находились и фиксировались (зарисовывались, фотографировались) те предметы быта, обстановки, мелочи, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мертвых душ». Самая сложная задача состояла в том, чтобы верно изобразить дух времени, передать характерные черты исторического периода.
Появление каждой новой серии иллюстраций к «Мертвым душам» возбуждало острые дискуссии, которые отражали не только очередной этап в развитии художественных вкусов общества, но и определенную динамику восприятия самой поэмы Н.В.Гоголя, менявшегося от поколения к поколению. Первое графическое воплощение образов поэмы Н.В.Гоголя принадлежит художнику Александру Алексеевичу Агину (1817-1875) и ксилографу Евстафию Ефимовичу Бернардскому (1819-1889). Однако их предприятие оказалось в конечном итоге не очень удачным. Н.В.Гоголь не дал разрешение на иллюстрирование «Мертвых душ», а выпущенные художниками самостоятельные рисунки к поэме не были изданы до конца и подверглись критике за излишнюю карикатурность.
Рисунки к «Мертвым душам» Петра Михайловича Боклевского (1816-1897), 23 листа, гравированные на дереве И.С.Пановым, увидели свет в 1875 г. на страницах журнала «Пчела». В 1895 г. московский издатель и книготорговец В.Г.Готье выпустил альбом «Типы из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”», включивший 34 неизвестных рисунка Боклевского. Это издание было выполнено новым методом фототипии, обеспечивающим наиболее точную передачу оригинала. В 1891 г. в типографии Эдуарда Гоппе в Санкт-Петербурге был выпущен альбом «Акварели художника Петра Соколова к первой части “Мертвых душ” Н.В.Гоголя». Автором акварелей был младший современник Н.В.Гоголя - Петр Петрович Соколов (1821-1899).
Юбилейное издание «Мертвых душ», предпринятое в 1901 г. Адольфом Федоровичем Марксом (1838-1904), фактически завершило большой этап в истории русской художественной иллюстрации. В 1901 г. А.Ф.Маркс открыл новую типографию, которая стала одним из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий, что позволило обеспечивать высокое качество изданий. Иллюстрированное издание «Мертвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии. Помещенные здесь рисунки объемны, «фотографичны» и лишены карикатурности. Отличительной особенностью издания А.Ф.Маркса стало обилие пейзажей, послуживших важным дополнением к сюжетным иллюстрациям.