Голенищев-Кутузов А., граф. Сочинения. 4 т. Спб., 1914. В трех полукожаных переплетах эпохи. Отличная сохранность.
Автор: Голенищев-Кутузов А., граф.
Год издания: 1914
Голенищев-Кутузов А., граф. Сочинения. 4 т. Спб., тип. Т-ва А.С.Суворина, 1914. 19,9 x 14,7 см. Посмертное издание с биографическим очерком А.А.Голенищева-Кутузова и факсимиле его рукописей. 4 тома в трех полукожаных переплетах эпохи с золотым тиснением на корешках. Отличная сохранность.
Том 1. XXVIII, [2], 344 с.; 1 л. портрет; 2 л. факсимиле.
Том 2. 224, [2] с.; 1 л. портрет.
Том 3. 275, [2] с.; 1 л. портрет.
Том 4. 508, [2] с.; 1 л. иллюстрация.
Настоящее издание представляет собой самое полное посмертное собрание сочинений графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848-1913). В 1871 году он окончил Петербургский университет со степенью кандидата права. Некоторое время являлся Корчевским уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей, с 1889 г. — управляющий дворянским и крестьянским земельными банками. С 1895 г. и до конца жизни секретарь императрицы Марии Федоровны. А.Голенищев считал своими учителями в поэзии Аполлона Майкова и А.А.Фета, с которыми поддерживал многолетние дружеские отношения.
Литературную деятельность А.Голенищев начал в середине 1870-х г.г. в «Вестнике Европы». В последние десять лет его стихотворения появлялись в основном на страницах «Русского вестника». Отдельными изданиями стихи выходили в 1878 и 1884 г.г., а также в начале 1900-х г.г.
«Муза» А.Голенищева изящна и спокойна, ей не знакомы мятежные искания и злоба дня. Читая его поэтические произведения, зачастую трудно определить какие-либо характерные черты времени, в котором жил и творил автор. Поэзия А.Голенищева проникнута интимными настроениями, он певец природной красоты, стремления к безмятежному успокоению. Его стих дышит эпическим бесстрастием. Владимир Соловьев посвятил А.Голенищеву свою статью «Буддийские настроения в поэзии». Композиторы М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов, Ц.А.Кюи писали музыку на его стихи.
А.А.Голенищев-Кутузов как гражданин и писатель стоял на православно-монархических позициях, разделял идеологию славянофилов. Он развивал концепцию русского почвенничества, полемизировал с идеями французской революции, считал, что чужеродные для России идеи вносят в «бытовую жизнь народа лишь борьбу, смуту и разорение». В 1904-1905 г.г. Голенищев-Кутузов работал над неоконченной трилогией в прозе «Даль зовет», «Жизнь зовет», «Бог зовет» (опубликована в четвертом томе настоящего собрания). Это своего рода путевые очерки, в которых писатель от лица героя, странствующего по Европе, излагает художественные впечатления, мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, чуждой России. Наибольшего искусства автор достиг в своих рассказах. Весьма плодотворно отразилось пребывание А.Голенищева в деревне, когда им были написаны лучшие его произведения: «Старые речи», «Сказка ночи», «Дед простил», «Смута», «Рассвет».
В 1900 г. Академия наук провела выборы почетных академиков в «Разряд изящной словесности». Были избраны Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко, А.Кони, А.Голенищев-Кутузов, В.Соловьев. Собрание его сочинений было отмечено Пушкинской премией. На похороны писателя в январе 1913 года прибыли император Николай II и другие члены правящей династии. Варлам Шаламов так высказывался о творчестве А.А.Голенищева-Кутузова: «Голенищев-Кутузов — огромный кусок поэтической русской классики. Голенищев-Кутузов достоин встать на полке библиотеки поэта наряду с Блоком, Буниным, Апухтиным».