Горев М. Троицкая Лавра и Сергий Радонежский: Опыт историко-критического исследования. М., 1920. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность.
Автор: Горев М.
Год издания: 1920
Горев М. Троицкая Лавра и Сергий Радонежский: Опыт историко-критического исследования. М., издание народного комиссариата юстиции, 1920. 52 с., с илл. 26,9 x 18 см. Издание вышло в серии «Антирелигиозная библиотека журнала “Революция и церковь”», вып. 3-й. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Обложка выполнена по рисунку художника Владимира Соколова. Хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки.
Настоящее издание представляет собой яркий образец антирелигиозной пропаганды периода масштабных гонений на русскую Церковь. Оно вышло в Восьмом (так называемом «ликвидационном») отделе Народного комиссариата юстиции, а ее автором был инструктор этого отдела, священник-расстрига Михаил Горев (Галкин).
Михаил Владимирович Галкин (литературный псевдоним Михаил Горев) некоторое время был священником Спас-Колутвинской церкви в Петербурге, впоследствии он стал одним из наиболее активных деятелей атеистической пропаганды и движения безбожничества 1920-х годов. Михаил Горев сделал «карьеру», выполняя разные ответственные поручения, связанные как со вскрытиями мощей, так и с изъятиями церковных ценностей (и не только в Троице-Сергиевой Лавре). В 1918 г. Горев участвовал в разработке декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
В издании содержится очерк Михаила Горева «На "вскрытии"», написанный под впечатлением от изъятия мощей преподобного Сергия Радонежского, очерк истории Лавры и традиции почитания преподобного Сергия на Руси, а также официальные материалы вскрытия святыни 11 апреля 1919 года. М.Горев говорит об огромных историко-культурных богатствах, накопленных в Лавре в руках церковных «варваров». Но даже такой пропагандист-безбожник признает, что «одним из первых чудотворцев, имевшим значение не только местного святого, бесспорно, являлся Сергий Радонежский, почитание которого еще исстари было распространено по всей России». В очерке истории Лавры автор старается выставить в неприглядном свете насельников обители, живших в ней на протяжении многих веков и проводивших «самую разгульную жизнь» в обществе «любовниц». Лаврских монахов М.Горев называет «карьеристами-монархистами», которые пользовались таким патриотическим символом, как Сергий Радонежский, для одурманивания народа и наживы. Более того, и все жители Сергиева Посада, по мнению автора брошюры, это не рабочие люди, а торговцы-кулаки и «купцы-хищники», содержатели притонов, которые по-своему извлекали выгоду из Лавры и ее «религиозного фетиша». Самого преподобного Сергия автор брошюры называет приспособленцем, а его мощи рассматривает как орудие в политических играх, начиная со времен московских удельных князей. Монастырь, как подчеркивается в историческом очерке, отличался не святостью, а своим стяжанием, на протяжении столетий обрастая земельными угодьями, промыслами, получая денежные вклады.
В издании подробно и красочно, с «правильным» идеологическим подходом, описывается вскрытие мощей преподобного Сергия и реакция на происходившее местного населения. Монахи обители, по словам Горева, насильно собирали подписи у жителей города в защиту мощей, священники читали проповеди в церквах и призывали народ помешать их поруганию. Автор смеется над услышанными им в ходе вскрытия рассказами о том, как участников подобных мероприятий настигала неожиданная, сверхъестественная кара. Даже такое пристрастное описание, какое представлено в очерке М.Горева, тем не менее позволяет увидеть полную картину того дня, когда в Лавре происходило одно из главных событий эпохи гонений на Церковь. Колокольни и стены монастыря были заняты солдатами, чтобы верующие не ударили в набат. Вечером в Лазареву пятницу, перед ожидавшимся вскрытием, у монастыря собралась толпа, из которой доносились «вопли и истерические причитания», неслась «самая отчаянная брань». Однако солдаты не поддавались на провокации, которые могли закончиться кровопролитием. Представители местного Исполкома потребовали провести вскрытие под предлогом подтверждения нетленности мощей. Вся процедура вскрытия была запечатлена на киноаппараты, эти исторические кадры широко известны. В настоящем издании помещены редкие фотоснимки отдельных эпизодов того знаменательного дня, показывающие как сам момент вскрытия, так и то, что ему предшествовало. Как подчеркивает М.Горев, вскрытие мощей развеяло ореол святости над Троице-Сергиевой Лаврой и стало завершением эпохи «духовного рабства». После вскрытия мощи были оставлены в Лавре, но по требованию властей помещены в стеклянной витрине.