Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гумилев Н. Дитя Аллаха: Арабская сказка в трех картинах. С тремя рисунками П.Кузнецова. Пг, 1917. Первое издание, прижизненное. Отдельный оттиск из журнала «Аполлон». В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность

Автор: Гумилев Н.
Год издания: 1917


Гумилев Н. Дитя Аллаха: Арабская сказка в трех картинах. С тремя рисунками Павла Кузнецова. [Пг., 1917]. 17-57 с.; 3 л. илл. 25,8 х 20,2 см. Первое издание, прижизненное. Отдельный оттиск из журнала «Аполлон» №№ 6-7 за август-сентябрь 1917 г. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация корешка.


Арабская сказка Н.Гумилева была написана между 1916 и 1917 г.г. Сюжет ее построен на фольклорных исламских мотивах. Считается, что «Дитя Аллаха» предназначалась для театра марионеток Ю.Сазоновой-Слонимской при петроградском артистическом и литературном кафе «Привал комедиантов». Задуманный тогда спектакль так и не осуществился, но пьеса вскоре была опубликована в августовском «Аполлоне» с тремя рисунками Павла Кузнецова, организатора выставок «Алая роза» и «Голубая роза», которыми открылся XX век русского искусства. Позже пьеса выходила отдельными, гораздо более скромными, изданиями в Петрограде (1918) и Берлине (1922).

Издатель журнала «Аполлон» С.К.Маковский позже хвастался, что написать пьесу для театра марионеток посоветовал поэту именно он, а И.Одоевцева вспоминала, что в этот период Н.Гумилев полушутя признавался, что в нем пробудился Лопе де Вега, и обещал написать сотню пьес. Этот интерес можно подтвердить и тем, что вскоре Н.Гумилев вызвался читать курс драматургии в учрежденном в Петрограде Доме искусств.

В том же номере «Аполлона» была напечатана статья Абрама Эфроса о художнике, иллюстрировавшем издание - Павле Варфоломеевиче Кузнецове (1878-1968). А.Эфрос писал, что П.Кузнецов «в плеяде изумительных был самым изумительным» и добавлял: «Кузнецов и Сарьян - первые из художников наших, для которых Восток есть родина. В этом - весь смысл того, что они дали русскому искусству. Но Кузнецов примечательнее Сарьяна. Тот пришел к нам с Востока, как туземец, как житель той страны… Кузнецов, как коренной русский человек, поступил иначе: он на Восток пошел добывать все, чем манит Азия русскую душу, но он не потерял при этом меры вещей. Он пришел, как свой человек, как друг, но не скрыл своего европейского обличья, не разыгрывал маскарада и не отрекся от самого себя».

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) - одна из центральных фигур Серебряного века. Он - основатель школы акмеизма в русской поэзии, учредитель разнообразных поэтических объединений, путешественник и офицер. Родился в семье корабельного врача, большую часть детства и юности провел в Царском Селе. Там он окончил в 1906 г. Николаевскую гимназию и уехал в Париж. Слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, совершил несколько продолжительных путешествий в Египет (1908) и Абиссинию (1909-1911, 1913). Тяга Н.Гумилева к географической экзотике соединялась с поэтическими представлениями о диких землях, населенных народами, которые несут генетическую память о древней культуре и хранят духовные тайны, потерянные современной Европой. По возвращении в Россию он сблизился с В.Ивановым и И.Ф.Анненским.

Как поэт и критик Н.Гумилев выступал в ряде периодических изданий, в том числе и в журнале «Аполлон»: являясь главным идеологом редакции, он вел рубрику «Письма о русской поэзии». В 1910 г. состоялась его женитьба на А.Ахматовой. Осенью 1911 г. в Санкт-Петербурге Н.Гумилев участвовал в создании «Цеха поэтов» и стал его руководителем, «синдиком». В конце 1912 г. вместе с О.Мандельштамом, А.Ахматовой, В.Нарбутом участвовал в оформлении нового литературного направления, оппозиционного символизму и получившего название акмеизма от греческого слова "akme", обозначающего «высшую точку, апогей, расцвет». В 1914 г., с началом Первой мировой войны, Н.Гумилев, убежденный в необходимости исполнить патриотический долг, поступил добровольцем в лейб-гвардии Уланский полк. За особое мужество на фронте он был награжден двумя Георгиевскими крестами.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. поэт, никогда не скрывавший своих последовательно монархических убеждений, отнесся резко отрицательно. Октябрьская революция застала его в Париже. В 1918 г. он вернулся в Россию, преподавал в литературных студиях и институтах, работал в издательстве «Всемирная литература». В эти годы, по воспоминаниям современников, Н.Гумилев и словами, и поведением подчеркивал свою религиозность, говорил о сочетании в себе «экзотики и православия». 3 августа 1921 г. поэт был арестован по обвинению в антибольшевистском заговоре и в ночь на 26 августа расстрелян. Место расстрела и захоронения Н.Гумилева до сих пор неизвестно.