Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гумилев Н. Шатер: Стихи. Ревель, 1921. В издательской иллюстрированной обложке и в современном художественном футляре. Обложка и книжные украшения работы Н.К.Калмакова. Очень хорошая сохранность.

Автор: Гумилев Н.
Год издания: 1921


Гумилев Н. Шатер: Стихи. Ревель: Библиофил, 1921. 54, [2] с., с илл. 15,1 х 12,4 см. В издательской иллюстрированной обложке и в современном художественном футляре. Обложка и книжные украшения работы Н.К.Калмакова. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Турчинский, с.157.


В 1917 г. Николай Гумилев задумал написать учебник географии в стихах и даже получил аванс от издательства «Петербург». Полностью замысел так и не был реализован, хотя в 1921 г. был издан сборник «Шатер», в который вошли 16 стихотворений об Африке, которая сыграла невероятно важную роль в становлении Н.Гумилева как поэта. Он был убежден, что поражать людей должны не только его стихи, но и он сам, его жизнь. Он должен совершать опасные путешествия, подвиги, покорять женские сердца. Экзотика и романтизм составляли самую сущность внутреннего мира Н.Гумилева, что нашло отражение в его поэзии.

Впервые сборник «Шатер» вышел летом 1921 г. в Севастополе на бумаге плохого качества и с большими сокращениями в текстах стихов, чему способствовала спешка, с которой он издавался. Стихотворения «Сахара», «Судан», «Абиссиния», биографичное «Гала» вышли в сокращенной редакции, а «Замбези» и «Нигер» отсутствовали целиком. Спустя несколько месяцев «Шатер», уже в полном объеме, был издан ревельским издательством «Библиофил». Тексты второго издания увидели свет без посвящения Николаю Сверчкову, племяннику Н.Гумилева, товарищу его африканских странствий.

Обложка, концовки и заставки книги выполнены театральным художником и книжным иллюстратором Николаем Константиновичем Калмаковым (1873-1955), последователем символизма в станковой живописи, ближе всего примыкавшего к эстетике позднего «Мира искусства». Наиболее известны экслибрисы Н.Калмакова для Н.Тэффи и Ф.Сологуба, выполненные в стилистике модерна, сочетающей в себе фантастический сюжет, мифологическую символику и эротический подтекст. Им оформлены издания стихов многих поэтов-символистов: К.Бальмонта, З.Гиппиус, А.Белого и др. В книжной графике художник придерживался единого стиля черно-белых обложек с несколькими символическими образами, заключенными в искусный орнамент. Его работы широко представлены в Русском музее, Государственном музее театрального искусства, Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) - одна из центральных фигур Серебряного века. Основатель школы акмеизма в русской поэзии, учредитель разнообразных поэтических объединений, путешественник и офицер. Родился в семье корабельного врача, большую часть детства и юности провел в Царском Селе. Там в 1906 г. он окончил Николаевскую гимназию и уехал в Париж. Слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, совершил несколько продолжительных путешествий в Египет (1908) и Абиссинию (1909-1911, 1913).

Тяга Н.Гумилева к географической экзотике соединялась с поэтическими представлениями поэта о диких землях, населенных народами, которые несут генетическую память о древней культуре и хранят духовные тайны, потерянные современной Европой. Как поэт и критик выступал в ряде периодических изданий, в том числе и в журнале «Аполлон»: являясь главным идеологом редакции, он вел рубрику «Письма о русской поэзии». В 1910 г. Н.Гумилев женился на поэтессе А.Ахматовой. Осенью 1911 г. в Санкт-Петербурге он участвовал в создании «Цеха поэтов» и стал его руководителем, «синдиком». В конце 1912 г. вместе с О.Мандельштамом, А.Ахматовой, В.Нарбутом участвовал в оформлении нового литературного направления, оппозиционного символизму и получившего название акмеизма от греческого слова "akme", обозначающего «высшую точку, апогей, расцвет». В 1914 г., с началом Первой мировой войны, Н.Гумилев, убежденный в необходимости исполнить патриотический долг, поступил добровольцем в лейб-гвардии Уланский полк. За особое мужество на фронте был награжден двумя Георгиевскими крестами.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. поэт, никогда не скрывавший своих последовательно монархических убеждений, отнесся резко негативно. Октябрьская революция застала его в Париже. В 1918 г. он вернулся в Россию, преподавал в литературных студиях и институтах, работал в издательстве «Всемирная литература». В эти годы, по воспоминаниям современников, Н.Гумилев и словами, и поведением подчеркивал свою религиозность, говорил о сочетании в себе «экзотики и православия». Летом 1921 г. поэт был арестован по обвинению в антибольшевистском заговоре и затем расстрелян.