Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Новое издание, иллюстрированное 55 превосходными гравюрами ... По рисункам гг. Е. де Бомона, Л.Буланже, Добиньи, ... Париж, 1844. В библиофильском полукожаном переплете эпохи и в футляре. С автографом В.Гюго. Редкость.

Автор: Гюго В.
Год издания: 1844


Hugo V. Notre-Dame de Paris. Un volume grand in-8o. [Nouvelle] edition, illustree [de 50 a 60 magnifiques gravures sur acier et sur bois imprimees hors texte et sur papier teinte d’un grand nombre de fleurons, frises, letters ornees, culs-de-lampe, etc., dans le texte]. D’apres les dessins de mm. E. de Beaumont, L.Boulanger, Daubigny, T.Johannot, de Lemud, Messonnier, C.Roqueplan, de Rudder, Steinheil. Graves par les artistes les plus Distingues. Paris, Perrotin, editeur, Garnier freres, 1844. – Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Новое издание, иллюстрированное 55 превосходными гравюрами на стали и на дереве, напечатанными на отдельных листах, заставками, концовками и инициалами в тексте. По рисункам гг. Е. де Бомона, Л.Буланже, Добиньи, Т.Жоанно, де Лемю, Массонье, К.Рокеплана, де Рюддера, Штейнхеля. Гравированными самыми выдающимися мастерами. Париж, 1844. [4], 488 с. с илл.; 1 л. фронтиспис, 54 л. илл. 27 х 17,3 см. Первое иллюстрированное издание, прижизненное.

В экземпляр вложено собственноручное письмо Виктора Гюго: "Une affaire inattendue et ennuyeuse m'oblige, madame, a retarder a un jour le bonheur de vous recevoir. Me pardonnerez vous de vous attendre dimanche entre une heure et deux heures au lieu de samedi. Agreez, Madame, mille excuses et milles hommages. Victoir Hugo. A vendredi." - "Нежданное и докучливое дело заставляет меня, милостивая государыня, перенести на один день счастье принять вас. Простите ли вы мне, если я буду ожидать вас между первым и вторым часом в воскресенье, а не в субботу? Примите засим тысячу моих извинений и тысячу знаков почтения. Виктор Гюго В пятницу". Письмо было сложено вчетверо, видны следы от сгибов. Размеры письма в сложенном виде: 14,1 х 10,9 см.

Экземпляр в библиофильском полукожаном переплете эпохи мастерской И.Шампа, корешок выполнен из зеленого марокена, украшен богатым продольным золотым тиснением. В современном художественном футляре. Экземпляр из первого тиража. Тройная сюита гравированных издательских обложек трех различных вариантов. Форзацы из бумаги под мрамор. Блок с двух сторон не обрезан. Ляссе. Коллекционная сохранность. Экземпляр и автограф представляют большую историческую ценность. Редкость.

Библиография: Каталоги Blaizot. Июнь, 1968 (№ 9223); Ноябрь, 1971 (№ 2035).


Замечательное и одно из самых разыскиваемых прижизненных изданий Виктора Гюго. Входит в число лучших художественных изданий, вышедших во Франции, о чем свидетельствует попадание его экземпляров в каталог книжных редкостей, выпускавшийся издательством «Блезо». Книга была иллюстрирована 55 гравюрами на отдельных листах, из них 21 гравюра на стали и 34 гравюры на дереве. Украшения в тексте (сюжетные заставки и концовки, инициалы) выполнены в технике ксилографии. Иллюстрации создали и награвировали лучшие французские художники-графики 1840-х г.г., представители школы романтизма, Е. де Бомон, Л.Буланже, Добиньи, Т.Жоанно и др. Некоторые из них лично и близко общались с В.Гюго. Например, Луи-Кандид Буланже писал портреты В.Гюго и его жены. Ш.Ф.Дабиньи впоследствии был близок к Барбизонской школе, его акварели повлияли на творчество импрессионистов.

Издание выходило в 40 выпусках по 50 сантимов за каждый, которые выпускались еженедельно и распространялись по подписке. Целиком оно стоило в то время 20 франков, но, видимо, не всегда экземпляры собирались целиком или переплетались, что обеспечивало их более надежную сохранность. Это было первое иллюстрированное издание лучшего на тот момент романа В.Гюго, быстро получившего мировое признание.

Виктор Гюго (1802-1885) - французский писатель, глава и теоретик французского романтизма, автор великих произведений «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», и др. В 1841 г. В.Гюго был избран членом Французской академии, в 1845 г. получил звание пэра.

Виктор Гюго был младшим сыном наполеоновского генерала. С 1814 по 1818 г.г. он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал литературную деятельность и переводит Вергилия, в 15 лет получает первый почетный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение, а в 1819 г. - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за свои поэмы. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 г., когда В.Гюго было всего 20 лет. Король Людовик XVIII выделил ему ежегодное денежное содержание. Стихами молодого поэта восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. Первая зрелая работа писателя в жанре художественной литературы, «Последний день приговоренного к смерти», была написана в 1829 г. С 1830 по 1843 г.г. В.Гюго работал почти только для театра.

Роман «Собор Парижской Богоматери» был впервые опубликован в марте 1831 г. и стал первым полноценным романом В.Гюго. Трагическая история любви звонаря-горбуна Квазимодо к уличной танцовщице из цыганского табора Эсмеральде сразу же приобрела невероятную популярность у читателей и быстро была переведена на многие европейские языки. Произведение особенно важно и тем, что оно стало первым историческим романом во Франции, стимулировав внимание к прошлому страны и породив непрерывный поток произведений в этом жанре.

В своем романе В.Гюго вывел в качестве главного героя готический собор Парижской Богоматери, который в то время собирались снести либо модернизировать, но благодаря роману он становится символом Парижа. Книга В.Гюго сыграла важную культурную роль: она привлекла внимание к запустелому в то время собору. К нему устремились тысячи туристов, прочитавших роман. Сочинение содействовало возрождению внимания к старинным зданиям по всей Европе, к их истории и архитектуре. Начался процесс их восстановления. Общество стало уделять больше внимания охране исторических памятников.

Первый полный перевод «Собора Парижской Богоматери» на русский язык появился в журнале братьев Достоевских «Время» только в 1862 г., а в 1874 г. был переиздан отдельной книгой.