Гюйо М. Иррелигиозность будущаго. М., 1909. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Гюйо М.
Год издания: 1909
Гюйо М. Иррелигиозность будущаго. Перевод с французскаго под редакцией приват-доцента Московскаго университета В.М.Фриче. М., типо-литография Русскаго товарищества печатнаго и издательскаго дела, 1909. XVIII, 384 с. 23,3 х 15,2 см. В современном полукожаном переплете, крышки оклеены бумагой под павлинье перо. Отличная сохранность.
Жан Мари Гюйо (1854-1888) - французский философ. Очень рано у него проявились способности к наукам, его образованием занимались мать, признанный педагог, и отчим, философ. Уже в 17 лет М.Гюйо получил степень аграже по словесности. В 1873 г. Академия моральных и политических наук присудила ему премию за сочинение об утилитарной морали. В 1874 г. М.Гюйо начал читать курс философии студентам лицея Кондорсе. В многочисленных философских сочинениях Гюйо дает обоснование ценностей – науки, морали, религии и искусства, – исходя из понятия жизни. Общий для всех «порыв жизни» нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия; им обусловлено чувство единства человека с космосом. По мнению философа, есть основание надеяться на создание в будущем общества, в котором не будет противоречия эгоизма и альтруизма и будет господство «морали без обязательства и санкции».
С представлениями М.Гюйо о морали связана концепция «безверия», которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Философ полагал, что время религии как системы догматов миновало, но безверие будущего – не антирелигиозная эпоха, не отрицание религии, а ее высшая ступень. Основной тезис автора: религия на определенном этапе человеческой истории выполняла свою положительную роль, дав людям необходимые модели мира, создав шкалу духовно-нравственных ориентиров, установив жизненные цели и смыслы. Но религия в ее традиционных формах исчерпала себя.
Автор рассматривает социально-исторические основы религий, исследует их происхождение и структуру. Внимательному изучению подвергся процесс разложения религий в новое время, соотношение в народном сознании религии и безверия. Особый интерес представляют наблюдения над местом религии в детском сознании. Оно постепенно уменьшается в связи с изменением систем образования и воспитания. Ученый исследовал склонности женщин к религиозности в силу гендерных психологических особенностей. Автор стремился разглядеть в современном ему обществе те социальные, нравственные и экономические проблемы, которые возникнут в связи с падением религиозности в будущем. Философ создает модель безрелигиозного сознания человека будущего, ее интересно сопоставить с сегодняшним состоянием умов и духовными тенденциями в обществе.
Многие идеи М.Гюйо получили развитие в философии ХХ в., в концепциях Ницше, Бергсона и др.