Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Храм Христа Спасителя. М., издание Б.Аванцо, 1890-е г.г. Фотография, наклеенная на паспарту. Раскраска акварелью. Отличная сохранность.

Автор: Аванцо Б.
Год издания: 1894


Храм Христа Спасителя. М., издание Б.Аванцо, 1890-е г.г. Фотография, наклеенная на паспарту. Раскраска акварелью. Размер в паспарту: 40,7 х 32,7 см. Размер снимка: 26,2 х 20 см. Отличная сохранность.


25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П.Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В.Верещагин, В.Суриков, И.Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В.И.Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва". Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В 2000 году храм Христа Спасителя был восстановлен на прежнем месте.

На фотографии, в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, запечатлена пятиглавая, декорированная в стиле московского барокко церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове. Она была известна с 1475 г., первая каменная церковь выстроена вскоре после 1629 г., а последняя, простоявшая до сноса в 1932 г., - на рубеже XVII и XVIII в.в. В ней находилась чудотворная икона св. Николая, от которой произошло одно из названий московской церкви Похвалы – «старая проща» (другое название – «Николая в Башмачках»). В кадр также вошла Пречистенская набережная. Ее название, закрепившееся в XVIII веке, сохранялось до 1920-х г.г. Она проходит вдоль Храма Христа Спасителя до улицы Ленивка и под Большим Каменным мостом переходит в Кремлевскую набережную.