Храм Василия Блаженного. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893
Храм Василия Блаженного. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту, украшенное золотой орнаментальной рамкой. Размеры снимка: 22,6 х 17,4 см. Размеры в раме: 57,2 x 51,1 см. Отличная сохранность.
Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в XVI веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.
В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из приделов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописях в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. В середине 20-х годов ХХ века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.
Фотография изготовлена около 1893 года в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в. В ней, в частности, выпускали роскошные серии фотографических видов русских столиц. Настоящий снимок принадлежит к одной из таких серий, которая выделяется качеством и мастерством исполнения. При сравнении со снимками тех же видов, но из других серий, явственно заметна разница. Фотография отличается четкостью и яркостью, тщательностью фокусировки и выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду эстетическую завершенность. На каждом паспарту серии было оттиснуто индивидуальное название снимка. Фотография прекрасно сохранилась благодаря тому, что она почти не имела контактов со светом и мало затронута выцветанием.