Ильинский М.В. Архангельская ссылка: Бытовые очерки из истории Архангельской политической ссылки. Спб., 1908. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Автор: Ильинский М.В.
Год издания: 1908
Ильинский М.В. Архангельская ссылка: Бытовые очерки из истории Архангельской политической ссылки. Издание второе. Спб., типо-литография «Энергия», 1908. 285, V с., с илл. 20,2 х 13 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Книга представляет собой дневниковые очерки об опыте пребывания в ссылке политического заключенного в Архангельской губернии (Холмогорах, Архангельске и других местах), о жизни в этом суровом северном крае колоний ссыльных в начале ХХ в. Автор записок - образованный дворянин, арестованный на границе при досмотре багажа за ввоз нелегальной литературы. В данной книге он рисует живые картины своего ареста, отправления по этапу, портреты досмотрщиков, конвоиров, своих соратников по борьбе и сочувствующих делу революции.
Отношение к политическим заключенным в то время было довольно либеральным, хотя сами ссыльные и не стеснялись драматизировать бесчеловечность царизма. Так, ссыльный мог выбрать, добираться ли ему к назначенному месту наказания этапами через тюрьмы, как все заключенные, или оплатить услуги личного конвоира и собственный билет на поезд. Автор книги выбрал второй путь и добирался в архангельские тундры, можно сказать, с комфортом, в сопровождении добродушно-сочувствующего городового, который для конспирации переоделся простым мужиком. Попутно М.В.Ильинский беседовал со своим конвоиром, встречными жандармами, провинциальной публикой. Он создает яркие бытовые зарисовки, отражающие отношение разных групп граждан к политике, власти, свободе, революции, борцам с самодержавием.
В своей книге М.В.Ильинский публикует текст «Положения» о находящихся под надзором полиции. Согласно этому документу, ссыльные ограничивались в свободе передвижения, у них отбирался паспорт, заменявшийся на временный документ, но в принципе они могли по разрешению начальства отлучаться из места своего заключения. Длительные отъезды, связанные, как правило, с болезнью и смертью близких, допускались только с разрешения министра внутренних дел, которого можно было ждать довольно долго. В этом случае ссыльный мог уехать самовольно и никто его насильно не удерживал, но по возвращении следовали санкции и штрафы.
Ссыльные могли подвергнуться обыску или изъятию имущества в любое время, однако всегда в ходе обысков должен был составляться протокол, в котором объяснялись причины досмотра или изъятия собственности наказанного. В обязательном порядке осуществлялась перлюстрация писем. Ссыльным запрещалось преподавать и работать в публичной сфере, в которой возможно пропагандировать революционные идеи, но все остальные виды деятельности для них были открыты. Малоимущим или неспособным по физическим причинам к труду государство выплачивало пособие. Но тем, кто не хотел работать, такое пособие отменялось.
Жизнь в ссылке способствовала общению активистов разных радикальных партий, они дискутировали, в спорах оттачивались политические программы и понимание целей и методов борьбы. Вокруг ссыльных зарождалось революционное движение местного населения, налаживались связи с провинциальной интеллигенцией, несмотря на запреты такого общения.
Автор уделяет большое внимание вопросам организации жизни политических ссыльных, их социальному составу и образу мыслей, бытовым условиям, отношению городской и сельской администрации к ним, постоянной борьбы ссыльных за небольшие, но дорогие для каждого права пользоваться лошадью или подводой на этапе, иметь охотничье ружье и охотиться, и т.д. Рассмотрены манифесты, законоположения и предписания, касающиеся политкаторжан, и их соблюдение на деле.