Илиодор, бывш. иер. (Труфанов С.). Святой чорт. (Записки о Распутине). С предисловием С.П.Мельгунова. М., 1917. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Илиодор, иером. (Труфанов С.М.)
Год издания: 1917
Илиодор, бывш. иер. (Труфанов С.). Святой чорт. (Записки о Распутине). С предисловием С.П.Мельгунова. М., тип. Т-ва Рябушинских, 1917. III-XVI, 1-122, 125-188 с.; 3 л. илл. 25 х 16,5 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Иеромонах Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов, 1880-1958) родился в семье сельского священника, окончил Новчеркасскую духовную семинарию, а затем Петербургскую духовную академию в 1905 г., где на третьем курсе обучения принял монашеский постриг и вступил в ряды черносотенной партии "Союз Русского Народа". В тот же год произошла его первая встреча с Г.Распутиным, значительно повлиявшая на судьбу Илиодора. Иеромонах приобрел широкую известность благодаря своим выступлениям в защиту православия и самодержавия, а также против революционного движения, интеллигенции и евреев. В 1908 г., после нескольких предупреждений со стороны местных властей, недовольных резкостью выступлений Илиодора, он был переведен в Царицын для заведования Свято-Духовым Троицким подворьем, где впоследствии собирались многочисленные почитатели его проповедей. Осуждение местных властей, яркие и нервные речи будоражили последователей Илиодора, а его призывы "еженедельно сечь министров розгами, а Столыпина еще и сугубо по средам и пятницам, чтобы тот помнил постные дни" и обвинения местного губернатора привели к конфронтации с полицией и Святейшим Синодом. Неоднократные попытки выслать Илиодора в уединенную обитель для вразумления в духе православной церкви не приводили к успеху: благодаря дружескому расположению Г.Распутина он заручился поддержкой царской семьи и был практически неуязвим. Запрет Синода на служение был проигнорирован им как "безблагодатный".
В настоящем издании изложена история восьмилетнего знакомства Илиодора с Г.Распутиным. Автор описывает их первую встречу, состоявшуюся в Духовной академии благодаря покровительству инспектора Академии, иеромонаха Феофана. "Великий пророк, чудотворец и подвижник по имени Григорий" показался Илиодору на первый взгляд ничем не примечательным. Дальнейшие их встречи в Петербурге привели к невероятному сближению. Они вместе совершили поездку, подробно описанную в книге, в Тобольскую губернию, во время которой Г.Распутин открыл Илиодору многие свои тайны и мысли. Сам автор представляет себя наивно и слепо верующим в то, что наблюдаемые им похождения Г.Распутина - часть особого дара старца, позволяющего освобождать людей от бесов и блудных страстей. Вероятно, этому взгляду способствовало заступничество Г.Распутина перед Синодом и царской семьей, то особое покровительство, благодаря которому Илиодора жаловали наградами и принимали в Императорских домах.
В 1911 г. Илиодор, по собственному выражению, "прозрел" и пришел в выводу, что Г.Распутин не кто иной, как дьявол. Поверив, что его авторитет достаточно высок для борьбы со столь крупной величиной, он заручился поддержкой иеромонахов Феофана и Гермогена. Г.Распутина заманили в подворье, где жил Гермоген, и в присутствии нескольких свидетелей высказали обвинения, потребовав клятвы перед иконами, что он перестанет посещать царский дом и прекратит разврат с женщинами. Особенно усердствовал с переубеждением Гермоген, бивший Г.Распутина по голове крестом.
Разоблачение не удалось: в 1912 г., по постановлению Синода, Илиодор был заточен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Он пытался бежать, предполагая, что по прибытии в Царицын "набатом созовет массы народа, как местного, так и пришлого; монахиня Ксения выбросит на крыше монастыря красный флаг; по выходе на площадь будет объявлено о низложении Государя с Престола как ненормального; затем будет призвано казачество к вооруженному восстанию". В ноябре 1912 г. Илиодор отправил в Святейший Синод отречение, подписанное кровью. После лишения сана и расстрижения женился и стал проповедовать "религию разума и солнца". Основал общину "Новая Галилея". Повествование оканчивается событиями 1914 г., когда духовная дочь бывшего иеромонаха Илиодора, Хиония Гусева, совершила покушение на Г.Распутина, тяжело ранив старца.
Книга "Святой чорт" была опубликована после побега С.Труфанова, совершенного при помощи революционного подполья, за границу. В качестве иллюстраций использован совместный портрет Гермогена, Рапутина и Илиодора, факсимиле Распутина. В книгу вошла обширная корреспонденция, адресованная Г.Распутиным царской семье и Илиодору. Многие исследователи отмечают, что в попытках создать устрашающий образ старца автор не боялся добавить в тексты сообщений информацию, которой в них изначально не было, однако некоторые из них являются подлинными, а рассказы Илиодора, несмотря на попытку приукрасить действительность, имеют значение важного исторического свидетельства.