Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иннокентий (Борисов), архиеп. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонскаго и Таврическаго. 6 томов. Спб., 1908. Роскошный экземпляр в шести издательских цельноколенкоровых переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Иннокентий (Борисов), архиеп.
Год издания: 1908


Иннокентий (Борисов), архиеп. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонскаго и Таврическаго. 6 томов. Издание второе. С портретом автора. Спб., издание И.Л.Тузова, 1908. 24,2 х 15,8 см. Роскошный экземпляр в шести издательских переплетах с золотым тиснением на корешках и крышках. Сохранены издательские обложки. Хромолитографированные форзацы, обрезы окрашены под павлинье перо. Отличная сохранность. В коллекционном виде редко.

Том I. Слова и беседы на Рождество Христово. - Слова и беседы на праздники Господни. - Слова и беседы на воскресные дни. 504, III, [5] с.; 1 л. портр.
Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. - Слова и беседы на дни святых. - Слова при посещении паств. - Поучения на крестные ходы. - Слова и речи к отдельным лицам. 585, [1], VIII с.
Том III. Слова на высокоторжественные дни. - Слова и речи при избрании в общественныя должности и при открытии общественных учреждений. - Слова надгробныя. - Слова по случаю общественных бедствий. - Падение Адамово. - О грехе и его последствиях. - Беседы о смерти. - Мысли о безсмертии. - Заметки. 688, VII с.
Том IV. Великий пост. - Молитва св. Ефрема Сирина. - Первая седмица Великаго поста. - Страстная седмица. - Светлая седмица. 624, IV, [12] с.
Том V. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. - Жизнь апостола Павла. - Жизнь св. Киприана. - Беседы о природе. - Акафисты. С 18-ю иллюстрациями с картин знаменитых художников. 707, V с. с илл.
Том VI. О религии вообще. - О человеке. - О последней судьбе человека и мира. - Лекция вступительная по нравственному богословию. - Введение в нравственное богословие. - Нравственная антропология. - Воскрешение Лазаря. - Сошествие св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы. - О святом апостоле Павле. - Что чудеснаго сделал промысл в пользу Христианства? - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. - Чтение евангельских сказаний о обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа. - О религии откровенной. - О религии христианской. - О боге вообще, как об учредителе царства нравственнаго или небеснаго. - О Святой Троице. - Учение о мире. - О Промысле или Провидении. - О духах. - Об искупителе. - О неологизме или рационализме. - Взгляд на греческую философию. - Насаждение и успехи христианства в древнем Херсоне. - Взгляд на дипломатическия сношения наши с двором римским по делам церкви римской. - О присяге епископов католических папе. - О новоучрежденной епархии римско-католической в Херсоне. - О воспитании польскаго юношества. - О возстановлении древних святых мест по горам Крымским. - Предложение Херсонской епархиальной консистории. - Зарождение и судьба Днепра. 985, [1], III, [3] с.


Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800-1857) - блестящий проповедник, богослов и историк церкви, деятельность которого определила новую эпоху в изучении богословских и историко-церковных наук. Он причислен к лику святых, местночтимых в Одесской епархии. Иван Алексеевич происходил из рода елецких приходских священников, окончил Киевскую духовную академию, где проявил выдающиеся способности к наукам. В 1823 г. он принял монашеский постриг. Иеромонах Иннокентий стал в 26 лет едва ли не самым молодым профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а спустя три года - доктором богословия. Для владыки Иннокентия характерны были внутренняя свобода и широта взглядов. До того, как занять Херсонскую и Таврическую архиепископию, будущий иерарх в качестве ректора руководил Киевской духовной академией и был избран членом Российской Академии наук.

Еще студентом архиепископ Иннокентий имел талант ясно и просто объяснять любую философскую теорию и концепцию. Он уделял огромное время самообразованию, постигая разные направления европейской науки. Наибольшим его даром, который проявился с годами, стало художественное владение словом, сделавшее его богословские произведения памятниками русской словесности. Владыка отличался широтой богословских взглядов. Он первым в отечественном духовном образовании ввел историко-сравнительный подход в богословии, активно использовал работы протестантских ученых, обращался к первоисточникам. Благодаря его трудам преподавание богословия в России приблизилось к западноевропейскому уровню. Владыка Иннокентий воспитал целое поколение талантливых богословов и историков церкви.

Одно из его наиболее популярных и важных произведений, «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», стало новой вехой в отечественном богословии. В нем автор опирается на все известные ему сочинения европейских библеистов, историков иудейской традиции, раннего христианства, на работы западных богословов. Это не обязательно были внутрицерковные историки, но исследователи, стремившиеся к свободе науки от христианских догм. При этом Иннокентий как иерарх православной церкви сохраняет твердую верность догматам православия. Автор обращался и к талмудической традиции в той мере, в которой она существовала в переводах на европейские языки. Благодаря полифонии источников и взглядов, представленных в произведении, создавалась живая картина событий, которые многими образованными европейцами считались легендарными.

Особенно широко и точно в произведении представлены исторический контекст мессианского пути Христа, разные позиции в иудейском обществе относительно его деятельности, внутреннее содержание учения Иисуса. Так, автор объясняет ряд причин, почему значительная часть иудеев не могла принять проповедь Спасителя. Книга была весьма прогрессивным для своего времени сочинением. Консервативные круги церкви препятствовали ее изданию на протяжении тридцати лет и она впервые вышла только в год смерти автора, в начале периода Великих реформ Александра II.

Особенно прославился владыка Иннокентий как виртуоз пастырского слова. Его заслуженно называли «Русским Златоустом», что указывало на уровень его риторического дарования. Часть его поучительных произведений была переведена на французский, немецкий, польский, сербский, греческий и армянский языки. Поучения были адресованы самой широкой среде христиан. Они оказывали влияние как на А.С.Хомякова, святителя Филарета (Дроздова) и святителя Филарета (Гумилевского), так и на обычных мирян, среди которых проповеди Иннокентия были чрезвычайно популярны.

Владыка умел создать в своих проповедях теплые, западающие в душу образы, объяснял разные уровни значений евангельских и библейских событий, необходимость борьбы с внутренними пороками. Начиная с житейской практики, с простых причинно-следственных связей постов и Великих и Двунадесятых праздников, он постепенно переходил к тому, что эти события значат для христианина на уровне аллегорий и высших смыслов. Он объяснял, почему важна каждая деталь в текстах Писания и в догматах веры. Проповеди владыки Иннокентия формировали христианское поведение тысяч мирян.

Став архиепископом Херсонским в 1848 г., преосвященный Иннокентий ярко проявил себя во время Крымской войны и обороны Севастополя. Он служил службы в полевых церквях перед сражениями, отпевал смертельно раненных, не раз попадая под обстрелы противника. После войны владыка Иннокентий много сделал для восстановления крымских монастырей и храмов.