Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иоанн Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. 12 томов. Спб., 1895-1906. В двенадцати современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Иоанн Златоуст, св.
Год издания: 1895


Иоанн Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. 12 томов. Спб., издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1895-1906. 23,5 х 15,1 см. В двенадцати современных полукожаных переплетах с блинтовым и золотым тиснением на корешках. Сохранены орнаментированные издательские обложки, выполненные в технике литографии, и большинство защитных калек к иллюстрациям. Отличная сохранность. На обложке и авантитулах томов III, IV дореволюционный владельческий штамп-экслибрис: «Домашняя библиотека С.М.Ставровскаго в Калуге». Редкость.

Том первый. В двух книгах. Книга первая с изображением святаго Иоанна Златоуста и его жизнеописанием. (1895). CX, [2], 392 с., с илл.; 1 л. портр.
Том первый. В двух книгах. Книга вторая. (1895). 393-883 с.
Том второй. В двух книгах. Книга первая. (1896). 512 с., с илл.; 1 л. портр.
Том второй. В двух книгах. Книга вторая. (1896). 513-980, IV с.
Том третий. В двух книгах. Книга первая. (1897). [4], 402, II с., с илл.
Том третий. В двух книгах. Книга вторая. (1897). [4], 403-962 с.
Том четвертый. В двух книгах. Книга первая. (1898). VIII, 456 с.; 1 л. портр.
Том четвертый. В двух книгах. Книга вторая. (1898). [4], 457-926 с.
Том пятый. В двух книгах. Книга первая. (1899). 416 с.; 1 л. портр.
Том пятый. В двух книгах. Книга вторая. (1899). 417-1007 с.
Том шестой. В двух книгах. Книга первая. (1900). VIII, 5-488 с.
Том шестой. В двух книгах. Книга вторая. (1900). 489-982 с.
Том седьмой. В двух книгах. Книга первая. (1901). 472 с., с илл.; 1 л. портр.
Том седьмой. В двух книгах. Книга вторая. (1901). 473-912 с.
Том восьмой. В двух книгах. Книга первая. (1902). 464 с.
Том восьмой. В двух книгах. Книга вторая. (1902). 465-1011 с.
Том девятый. В двух книгах. Книга первая. (1903). 480 с.
Том девятый. В двух книгах. Книга вторая. (1903). 481-1008 с.
Том десятый. В двух книгах. Книга первая. (1904). 456 с.
Том десятый. В двух книгах. Книга вторая. (1904). 457-992 с.
Том одиннадцатый. В двух книгах. Книга первая. (1905). 472 с.
Том одиннадцатый. В двух книгах. Книга вторая. (1905). 473-1008 с.
Том двенадцатый. В трех книгах. Книга первая. (1906). 468 с.
Том двенадцатый. В трех книгах. Книга вторая. (1906). 469-956 с.
Том двенадцатый. В трех книгах. Книга третья. (1906). 957-1588 с.


Первое издание Творений св. Иоанна Златоуста в переводе на русский язык. Издание выходило как приложение к журналам «Церковный вестник» и «Христианское чтение». Иоанн Златоуст издревле был самым почитаемым христианским писателем на Руси. Поучения и толкования, написанные св. Иоанном и приписанные его авторитету, были излюбленным душеспасительным чтением российских православных христиан благодаря красоте и эмоциональности, убедительности и глубине этих текстов, в которых разъяснялись важнейшие проблемы христианства и давались ответы на вопросы духовного богостроительства. Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного литературного наследия и не смог охватить такого многообразия тем, как Иоанн Златоуст, которому принадлежит почти 900 сочинений. Прозвание «Златоуст» закрепилось за ним с середины VI в. Уже вскоре после его смерти поучения св. Иоанна начали переводить на различные языки: латынь, сирийский, армянский, грузинский, коптский и арабский, позднее - на старославянский и древнерусский.

Большинство сочинений представляют собой записанные на слух и отредактированные лично св. Иоанном устные проповеди. Эти речи иногда были тщательно подготовлены, а иногда произносились экспромтом, без предварительной подготовки. Почти все источники характеризуют манеру публичной проповеди св. Иоанна как «дерзновение». С одинаковым жаром и убедительностью проповедник и богослов говорил «О непостижимом», боролся с ересями, наставлял больше уделять времени чтению духовных книг или противостоять пьянству и другим разрушительным соблазнам. Его поучения, касающиеся духовного созидания человека, проникнуты психологизмом и глубоким знанием подводных течений человеческой души. Кроме того, в сочинениях Златоуста мысль разворачивается в широком историческом контексте первых веков христианства, интересов и нужд людей того времени, идеологической борьбы различных партий. В ходе продолжительного обучения и самостоятельных книжных штудий в период отшельничества св. Иоанн Златоуст превосходно изучил Писание. Все его сочинения пронизаны явными и скрытыми цитатами из священных текстов. Было подсчитано, что Златоуст приводит около 7 000 цитат из Ветхого Завета и около 11 000 - из Нового Завета.

По содержанию речи и проповеди св. Иоанна Златоуста делятся на догматико-полемические, экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, автобиографические тексты, а также поучения на разные случаи. Помимо устных проповедей, Иоанну Златоусту принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы - послания, постановления, указы, составленные в период, когда св. Иоанн руководил Константинопольской епархией.

Экземпляры издания, выходившего изначально небольшим тиражом, немногим превосходившим количество подписчиков на журналы «Церковный Вестник» и «Христианское Чтение», в настоящее время встречаются в комплекте весьма редко. Это связано и с изначально высокой ценой на издание. Каждый том стоил три рубля без переплета. За подписку на журналы читателям предоставлялись довольно большие скидки на приобретение издания, но подписку нужно было продлевать более десяти лет, поэтому далеко не все экземпляры изначально были комплектны и переплетены, что улучшало в перспективе их сохранность. С другой стороны, это издание было востребовано и читалось значительно больше, чем собрание сочинений любого другого из отцов Церкви. Книги зачитывались и передавались из рук в руки уже вскоре после выхода. 70 лет советской власти также привели к гибели многих экземпляров.

Иоанн Златоуст (сер. IV в. – 407 г.) один из наиболее почитаемых в православии святых, Отец и учитель Церкви, епископ Константинопольский. Родился в сирийской Антиохии между 345 и 354 г.г. в знатной семье. Его отец был крупным чиновником, но рано умер. Иоанн получил хорошее светское образование, изучал греческую литературу, историю, поэтику, географию, геометрию и другие науки. Особенно преуспел в риторике, по всей видимости, под руководством ритора Ливания. Священному Писанию и экзегетике Иоанн учился у Диадора (впоследствии епископа Тарсийского). В 367 г. Иоанн Златоуст познакомился со св. Мелетием, еп. Антиохийским, который и крестил будущего великого проповедника (вероятно, в 369 г.). Молодой Иоанн был возведен сначала в чтецы, а в 372 г. был пострижен в монахи и четыре года провел на горе Сильпий близ Антиохии. В поисках более суровой аскезы Иоанн Златоуст начал отшельнический подвиг в пещере. Два года он изучал Священное Писание и почти не спал, после чего вернулся к людям. Служа в Большом храме Антиохии, Иоанн Златоуст постепенно приобрел великую славу и всенародную любовь как проповедник. За время 12-летнего периода пресвитерства он написал и произнес многочисленные проповеди на практически все злободневные для христиан темы. Время, когда св. Иоанн возглавлял Антиохийскую христианскую общину, оказалось самым плодотворным в творческом плане. К этому периоду относятся почти все его основные экзегетические беседы, а также много гомилий, посвященных нравственным, догматическим и аскетическим вопросам. Иоанн Златоуст стал не просто проповедником, любимым прихожанами, но своими пламенными речами он усмирял и политические возмущения горожан.

С 397 по 404 г. св. Иоанн Златоуст занимал Константинопольскую кафедру. Он был предложен на пост епископа царским препозитом Евтропием, который надеялся договориться с провинциальным проповедником. Но вышло совсем наоборот: препозит, ставший уже консулом, находил все новые и новые способы злоупотребить своей властью и, кроме того, стремился контролировать Церковь и ее доходы. Иоанн Златоуст горячо порицал его за это. Непреклонный нрав иерарха вел к постоянным конфликтам со светской властью, в том числе и с императрицей Евдоксией, симпатизировавшей вначале архиепископу.

Сергей Михайлович Ставровский - коллежский советник (чин соответствовал военным чинам полковника и капитана I ранга), межевой инженер, в 1890-е г.г. занимал должность губернского землемера в Губернской чертежной в Калуге и был действительным членом Губернского статистического комитета.