|
[Иоанникий, архим.]. История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. Спб., типография Спб. акц. общ. печатнаго дела в России Е.Евдокимов, 1899. VIII, 225, [2] с.; 29 л. илл. и карт. 29,7 x 21,5 см. Экземпляр из лучшей и более редкой части тиража. В издательском переплете с кожаными крышками и коленкоровым корешком и в современном цельнокожаном футляре с золотым и цветным тиснением, выстланным изнутри бархатом. Очень хорошая сохранность. На титуле дореволюционная дарственная надпись: «Дорогому отцу от любящаго сына на память из Соловков 29 Июля 1917 г. Сем. Реморов». Редкость.
Семен Реморов происходил из ставшего известным рода приходских священников Тамбовской губернии Реморовых. К этому же роду принадлежит известный иерарх Русской православной церкви архимандрит Макарий (Реморов) (1907-1998), прошедший репрессии 1930-х г.г. Возможно, подписавшим книгу был Семен Васильевич Реморов, студент C.-Петербургского института инженеров путей сообщения, летом 1917 г., судя по записи, находившийся на Соловках.
Соловецкий монастырь - важнейший центр духовной культуры на Русском Севере. Библиотека Соловецкого монастыря за пять веков своего существования стала богатейшим собранием рукописей и старопечатных книг. Обитель являлась также крупнейшим хозяйственно-экономическим субъектом, обладавшим огромными земельными угодьями, имевшим множество различных производств, не только обеспечивавших монастырь всем необходимым, но и производивших товары на продажу. По завершении строительства каменных укреплений в XVI веке монастырь стал наиболее значительным военным форпостом на севере. История обители - удивительный пример победы человеческого духа и воли над суровой северной природой во имя Божие. Официальной датой основания Соловецкого монастыря является 1436 г., однако монашеское поселение тут появилось несколько раньше. Первыми насельниками были преподобные Савватий и Герман.
Уже в XV веке Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров хозяйственной колонизации северных земель Новгородской республики. Своего расцвета обитель достигла в период игуменства святителя Филиппа (боярина Федора Колычева). Благодаря его организационным талантам монастырь был отстроен в камне, были прорыты каналы, соединившие озера, устроены новые мельницы, соляные варницы, открыта добыча железа, создана больница. Когда Филипп был приглашен Иваном Грозным на пост митрополита Московского и всея Руси, то он стал независимым голосом, открыто обличавшим, например, злодейства опричников, за что и погиб от рук Малюты Скуратова.
Еще не раз монастырю приходилось оказываться в центре событий русской истории. События эти часто имели драматический характер. Во второй половине XVI и начале XVII в.в. монастырь играл важную военную и международную роль, благополучно выдерживал осады шведов, в нем велась дипломатическая переписка с североевропейскими государствами. Не приняв реформ патриарха Никона, соловецкие монахи с 1668 по 1676 г.г. держали осаду, сопротивляясь воле государя. В период Крымской войны (1853-1856 г.г.) монастырь подвергся бомбардировке со стороны британского флота. Дополнительный драматизм в историю монастыря вносило и то, что с XVI века он активно использовался как тюрьма для разного рода инакомыслящих.
«История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря», составленная архимандритом монастыря Иоанникием, стала наиболее полным на конец XIX века трудом на эту тему. В книге описывается местоположение монастыря, природа и география островов Соловецкого архипелага, его озера, животный мир, монастырские постройки и скиты. Основная часть текста посвящена богатой истории обители. Она рассмотрена в тесной связи с общероссийской историей и группируется по периодам руководства монастырем теми или иными игуменами. Автор рассказывает о начале иночества на Соловецком острове (1429-1478), о состоянии монастыря от кончины преподобного Зосимы до игуменства святителя Филиппа (1478-1548), об игуменстве св. Филиппа и его преемников (1548-1571), о периоде с конца правления Ивана Грозного до завершения Смуты (1571-1613). Следующий этап строительства монастыря был связан с игуменом преподобным Иринархом (1613-1657). Один из самых значительных моментов истории - реформы патриарха Никона, сопровождавшиеся исправлением богослужебных книг, которые привели к драматическим событиям «соловецкого сидения» (1657-1676). В дальнейшем среди наиболее важных эпизодов в истории монастыря можно отметить учреждение ставропигии (1765) и осаду монастыря 1854 г. во время Крымской войны.
Автор книги, являясь руководителем обители, представлял монастырскую историографическую школу. До него крупный труд по истории монастыря был создан в 1833 г. архимандритом Досифеем, но в нем рассматривалась преимущественно внешняя история обители. Оба писателя опирались на широкий круг архивных документов: жалованные и царские грамоты, указы, распоряжения Синода, дипломатическую переписку, монастырскую хозяйственную документацию. Архимандрит Иоанникий, в отличие от предшественника, уделяет большое внимание внутренней истории, повседневной жизни монахов, строительству и развитию обители, работе различных монастырских служб, мастерских и школ. Свою историю он доводит до конца XIX века.
Аналогичное издание с теми же выходными данными выходило и без иллюстраций. Можно с уверенностью предположить, что лишь меньшая часть тиража имела комплект фототипий и карт на отдельных листах и предназначалась для почетных гостей обители. На 27 фототипиях представлены виды Соловецкой обители и ее окрестностей, портреты монахов и учащихся иконописной школы. Фотографии выполнены монастырским фотографом в фотолаборатории, существовавшей при монастыре. На территории монастыря печатались альбомы со снимками, помещенными в настоящем издании. Карта и план монастыря выполнены в технике хромолитографии.