Иродион, игумен. Житие Преподобнаго ... Александра Свирскаго, ... Такожде сказание о обретении честных ... мощей Святаго, и о чудесех..., с приложением службы... и краткаго описания о Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре. Спб., 1845.
Автор: Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря
Год издания: 1845
[Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря]. Житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Александра Свирскаго, иже во Олонецкой стране, писанное во обители его в лето 7053, по преставлении же преподобнаго в 12 лето, Иродионом учеником его, иже последи бысть Игумен тоя же обители. Такожде сказание о обретении честных и многоцелебных мощей Святаго, и о чудесех до обретения и по обретении мощей, бывших у гроба его, с приложением службы сему Преподобному, напечатанной в Миниах месячных, и краткаго описания о Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре. Издание третие. Спб., при Святейшем Синоде, 1845. [2], 128 л. 20,1 х 13 см. Юбилейное издание, вышедшее к 300-летию составления жития. Текст на церковно-славянском языке кириллическим шрифтом, копирующим полуустав. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. Нет листа фронтисписа с образом святого.
Александр Свирский (в миру Амос; 1448-1533) - один из наиболее почитаемых русских святых, преподобный (память 30 августа - общецерковное празднование). Родился в с.Мандера Обонежской пятины Новгородской земли. Был вымолен матерью после долгих лет бесплодия. Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро», что было по воле Провидения. Книжный разум был дан юноше от Бога, а «не от человек». Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божией Матери в Введенском храме Оятского монастыря, который находился близ его родного села. Однажды туда пришли монахи из Валаамского монастыря. После беседы с ними Амос принял решение тайно от родителей уйти на Валаам. В 26 лет, как сообщает житие, молодой послушник принял постриг в Валаамском монастыре с именем Александра. Он поселился в пещере на пустынном острове Ладожского озера, получившем наименование Святой, недалеко от Валаама. Со временем он перебрался ближе к родным местам, построил келью на реке Свирь в 35 верстах от Олонца. Когда боярин Андрей Завалишин во время охоты обнаружил подвижника, то Александр признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица. Пищей отшельнику все эти годы служило «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо».
В 1506 или 1508 г.г. около кельи Александра был основан монастырь, недалеко от которого подвижник устроил «отходную пустынь». Александр Свирский сподобился явления Св. Троицы Ветхозаветной в образе трех ангелов. Ему являлась также и Богоматерь. В ее честь святой построил храм в своей обители. Хотя Александр Свирский был возведен в сан игумена, он отличался редким смирением: носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. Перед смертью преподобный избрал на свое место четырех преемников и просил свт. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться об обители. Александр Свирский оставил после себя большое число учеников и последователей. Его подвижническая деятельность имеет большое значение для развития северорусского монашества.
Основным источником сведений о жизни святого является его житие (самые ранние списки - XVI в.). Александр Свирский упоминается и в других литературных памятниках XVI в. Почитание святого началось сразу после его смерти. Уже в 1545 г. ученик, постриженик и преемник на посту игумена монастыря Иродион (Кочнев) написал житие Александра Свирского по благословению митрополита Московского Макария и архиепископа Новгородского Феодосия. В 1547 г. Александр Свирский был канонизирован на Соборе к общецерковному почитанию. В честь святого в 1561 г. был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. Житие Александра Свирского вошло в состав двух списков Макарьевских Четий-Миней. Святой в нем прославляется как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святыя Троицы». Цари из династии Романовых с большим почтением относились к памяти св. Александра Свирского. Дважды (в 1703 и 1721 г.г.) Александро-Свирский монастырь посетил Петр I, Александр I побывал в нем в 1820 г., Александр II - в 1858 г.
Текст жития был составлен игуменом Иродионом на основе фрагментов житий наиболее почитаемых древнерусских святых: Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского. Хотя житие имело компилятивный характер, рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI в. Служба преподобному, по-видимому, была также написана игуменом Иродионом.