|
Искусство советского Палеха. М.: Советский художник, 1958. 54, [2] с.; 39 л. илл. 38,7 х 29,6 см. Текст на русском, французском и английском языках. В издательской папке с золотым тиснением и в издательском картонажном футляре. Отличная сохранность.
Роскошное подарочное издание, включающее монографическую статью Н.Соболевского о развитии искусства Палеха и альбом с 39 миниатюрами лучших палехских мастеров. Репродукции представляют практически все произведения в натуральную величину. Миниатюры посвящены сюжетам народных сказок, произведений русской классики, историческим сюжетам и образам советской пропаганды.
Издание было отпечатано по итогам выставки «30 лет искусства советского Палеха», проходившей в 1955 г. Оно вышло в Московской типографии Гознака и было награждено Золотой медалью на Международной книжной выставке в Лейпциге 1959 г. за достижения в области репродукции, о чем свидетельствует вложенный в папку наградной лист.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха, исполняемой на изделиях из папье-маше, вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В советскую эпоху палехская миниатюра являлась одной из визитных карточек отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций, оно несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Рождение этого искусства в Палехе неслучайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы Новгородской и Строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты Строгановских икон нашли свое яркое выражение в творчестве художников Палеха советского периода.
В XVII веке возникли новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.
Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное, очень тонкое и чрезвычайно детализированное многоклеймное письмо; мягкие тона; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; деревья с натуральной листвой; удлиненность фигур подобно Строгановским; фоны разных тонов (вплоть до золотых). Советский Палех играл роль визитной карточки страны на международной арене в области декоративно-прикладного искусства.