|
Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. Издание второе, с рисунками. Пг., [типо-литография М.П.Фроловой], 1915. 348, [4] с., с илл. 22,3 x 14,7 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Библиография: Международная книга, 31-120, 40-172в, 43-188, 56-149, 74-286.
Константин Алексеевич Иванов (1858-1919) в 1881 г. окончил историко-филологический факультет C.-Петербургского университета, затем долгое время преподавал историю, географию и латынь в Александровском лицее, на Высших женских (Бестужевских) курсах, а также был директором знаменитой Николаевской Царскосельской гимназии. Имел чин тайного советника, был награжден орденами св. Владимира, Анны и Станислава. Его перу принадлежат учебники по медиевистике, хорошо известны его монографии «Средневековый город и его обитатели», «Средневековый замок и его обитатели», «Средневековый монастырь и его обитатели». К.А.Иванов был преподавателем истории и географии детей императора Николая II вплоть до высылки царской семьи в Тобольск. Талантливый педагог, он отдавался любимому делу педагогики всей душой, видел необходимость сочетать гуманитарное образование с эстетическим воспитанием. Издал два поэтических сборника.
К.А.Иванов в значительной степени открыл для русского читателя тему трубадуров и миннезингеров. Для своей книги он впервые перевел на русский язык целый ряд образцов средневековой поэзии с полузабытого провансальского наречия.
В книге помещены переведенные автором сочинения ряда известных средневековых поэтов - Бертрана де Борна (1140-1215), Гираута де Борнеля (1138-1215), Вальтера фон дер Фогельвейде (1170-1230). Автор создал широкую панораму развития и взаимодействия лирических и эпических жанров средневековых литератур Западной Европы. Он доказывал непрерывность передачи традиций исполнения и сочинения поэтических произведений от античных мимов и гистрионов к жонглерам и менестрелям, а от них к труверам и трубадурам.
В книге рассказывается об удивительных нравах средневекового общества, например, о поэте, на протяжении многих лет совершавшем странные, подчас безумные, поступки во имя служения возлюбленной и написавшем поэму, посвященную своим приключениям. Трубадуры тщательно отделывали свои произведения, в точности как художники или мастера-ювелиры, работавшие над картинами или драгоценным оружием. Рассматриваются истоки традиции трубадуров, зародившейся на земле Прованса, вехи истории этого края с древнейших времен. Повествуется об особенностях роли артистов рыцарской Европы в жизни общества, о развитии музыкального искусства эпохи, поэтических форм, приводятся биографии некоторых особо выдающихся поэтов. Уделено внимание таким шедеврам, как «Песнь о Роланде» и «Тристан и Изольда».
В значительной мере книга посвящена духовной жизни средневекового рыцарства, которая нашла яркое отражение в поэзии той эпохи (XII-XIII в.в.). Автор стремился наиболее достоверно показать жителей средневековой Европы с их образом жизни и мыслей, развеять мифы о мрачном и диком «Средневековье», ведь оно породило культуру, не уступавшую по уровню достижениям античности.
Трубадуры, труверы, скальды, менестрели - все они были средневековыми авторами-исполнителями. В Германии певцы назывались миннезингеры. Слово «трубадур» произошло от провансальского глагола «находить», «изобретать». Трубадур - значит изобретатель, сочинитель песен, слагавший их в основном на местном наречии. Песни были разнообразного характера - лирические, повествовательные, комические, духовные, любовные и эротические, и распевались они на площадях, в замках, во время турниров. Сюжеты для них брались из реальной жизни. Благодаря этому произведения средневековых поэтов сохранили для нас многие события, малоизвестные по другим источникам. Эти странствовавшие певцы формировали культурные и музыкальные связи между отдаленными регионами Европы.