Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 2 тома. Сергиев Посад, 1909-1912. В двух полукожаных переплетах эпохи. Очень хорошая сохранность.

Автор: Каптерев Н.Ф.
Год издания: 1909


Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 2 тома. Сергиев Посад, типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909-1912. 23,2 х 15,7 см.
Прижизненное издание. В двух полукожаных переплетах эпохи. Очень хорошая сохранность. Ошибка в пагинации во 2-м томе: LX вместо XL. К изданию прилагается брошюра: Дешин И., свящ. Взгляд професс. Ф.Н.Каптерева на происхождение раскола старообрядчества. Калуга, типо-литография Губернского правления, 1915. 56 л. 21,4 х 14,2 см. В издательской обложке. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Том 1. [2], VI, 524, [2] c.
Том 2. VIII, 548, ХХ, XL с.


Николай Федорович Каптерев (1847-1917) - выдающийся историк церкви, заслуженный профессор кафедры всеобщей гражданской истории в Московской Духовной академии. Его перу принадлежат крупнейшие научные исследования и публикации по истории раскола в XVII в. и деятельности патриарха Никона. С именем этого замечательного ученого связана настоящая научная революция, позволившая произвести переоценку церковно-канонической правоты и политической чистоплотности основных сторон, вовлеченных в «спор о вере». В 1910 году Н.Ф.Каптерев был избран членом-корреспондентом Академии наук в сфере историко-политических наук. Состоял членом IV Государственной думы. Предметом его исследований были отношения русской церкви с восточными патриархиями в XVI—XVII веках. Степень доктора церковной истории была присуждена Николаю Федоровичу за сочинение «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством».

Исследователь был известен самостоятельностью и бескомпромисностью своих научных позиций. Н.Ф.Каптерев стал по-новому рассматривать причины и ход церковных реформ патриарха Никона. Его оценки раскола русской церкви существенно отличались от оценок всех предшествующих исследователей. Важнейшей заслугой ученого стало выяснение вопроса о влиянии обрядовой реформы патриарха Никона на возникновение раскола. В своей фундаментальной работе «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н.Ф.Каптерев в очередной раз подверг сомнению выводы целого поколения исследователей, во главе с Н.И.Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. Ученый отметил значение кружка протопопов-«боголюбцев», которые во главе с Иваном Нероновым задолго до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения, и показал ужасные последствия Никоновских необдуманных действий. Помимо этого он был первым историком, который подверг сомнению теорию «испорченности» или неправильности старорусского обряда. Он убедительно доказал, что в русской церкви до середины XVII века был употребим обряд, который существовал и в Византии до XII-XIII веков, он сохранил ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двухперстие. Книга отличается и широтой источниковой базы, которая делает выводы ученого абсолютно доказательными.
 

Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 2 тома. Сергиев Посад, 1909-1912. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. На титуле первого тома автограф автора П.С.Троицкому.

Автор: Каптерев Н.Ф., проф.
Год издания: 1909


Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 2 тома. Сергиев Посад, типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909-1912. 22,2 х 15,3 см. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Ошибка в пагинации во 2-м томе: LX вместо XL. На титуле первого тома автограф автора: «Многоуважаемому Петру Семеновичу Троицкому Автор».

Том 1. [2], VI, 524, [2] c.
Том 2. VIII, 548, ХХ, XL с.


Петр Семенович Троицкий (1883 – после 1945) - земский и церковный деятель, историк церкви, активный член партии кадетов, уроженец Костромской губернии, изучал историю и статистику родного края, окончил Московскую Духовную академию. Автор книги «Церковь и государство в России. Отношение государства к церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей» (М., 1909) и ряда других работ.

Николай Федорович Каптерев (1847-1917) - выдающийся историк церкви, заслуженный профессор кафедры Всеобщей гражданской истории в Московской духовной академии. Его перу принадлежат крупнейшие научные исследования и публикации по истории раскола в XVII в. и деятельности патриарха Никона. С именем этого замечательного ученого связана настоящая научная революция, позволившая произвести переоценку церковно-канонической правоты и политической чистоплотности основных сторон, вовлеченных в «спор о вере». В 1910 г. Н.Ф.Каптерев был избран членом-корреспондентом Академии наук в сфере историко-политических наук. Состоял членом IV Государственной думы. Предметом его исследований были отношения русской церкви с восточными патриархиями в XVI—XVII в.в. Степень доктора церковной истории была присуждена Н.Ф.Каптереву за сочинение «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством».

Исследователь был известен самостоятельностью и бескомпромиссностью своих научных позиций. Н.Ф.Каптерев стал по-новому рассматривать причины и ход церковных реформ патриарха Никона. Его оценки раскола русской церкви существенно отличались от оценок всех предшествующих исследователей. Важнейшей заслугой ученого стало выяснение вопроса о влиянии обрядовой реформы патриарха Никона на возникновение раскола. В своей фундаментальной работе «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н.Ф.Каптерев в очередной раз подверг сомнению выводы целого поколения исследователей во главе с Н.И.Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. Ученый отметил значение кружка протопопов-«боголюбцев», которые во главе с Иваном Нероновым задолго до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения, и показал ужасные последствия Никоновских необдуманных действий. Помимо этого, он был первым историком, который подверг сомнению теорию «испорченности» или неправильности старорусского обряда. Он убедительно доказал, что в русской церкви до середины XVII в. был употребим обряд, который существовал и в Византии до XII-XIII в.в., он сохранил ряд черт ранних древне-византийских обрядов, в том числе и двуперстие. Книга отличается и широтой источниковой базы, которая делает выводы ученого абсолютно доказательными.