Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Карманной почтовой Атлас всей Российской Империи разделенной на Губернии с показанием главных почтовых дорог. Спб., 1808. В современном цельнокожаном переплете с золотым тиснением на корешке и крышках. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1808


Карманной почтовой Атлас всей Российской Империи разделенной на Губернии с показанием главных почтовых дорог. Спб., печатан при Собственном Его Императорскаго Величества Депо карт, 1808. [12] с., 37 карт на сдвоенных листах. 19,8 х 13,3 см. На обороте титульного листа владельческая надпись: «Из книг Якова [нрзб.] 1829- года. № 5». В современном цельнокожаном переплете с золотым тиснением на корешке и крышках. Хорошая сохранность. Профессиональная реставрация титульного листа. Издание представляет историческую ценность. Редкость.


В 1797 г. по приказу Павла I в Санкт-Петербурге было основано Собственное Его Императорского Величества Депо карт, куда были переданы карты, планы и другие документы из упраздненного в 1796 г. Генерального штаба. Туда же поступила значительная коллекция карт и планов, хранившихся в библиотеке Эрмитажа. Депо постоянно пополнялось картами различных местностей России, а также историческими записками, описаниями военных действий, донесениями русских военно-дипломатических представителей за рубежом, мемуарами. При Депо была учреждена особая Гравировальная часть, а в 1800 г. к нему причислили Географический департамент. Депо карт восполняло острую потребность в топографическом описании обширных внутренних районов Российской империи: под руководством вице-адмирала Г.Г.Кушелева были заложены основы военной топо-геодезической и картографической службы России. Особую роль сыграли карты, подготовленные Депо, в Отечественной войне 1812 г., когда французским войскам удалось похитить оригиналы некоторых карт с изображением военных дорог.

Одним из первых атласов, подготовленных во вновь созданной службе, стал Карманный почтовый атлас, изданный в 1808 г. В издании представлены 55 российских губерний и 2 генеральных плана Европейской и Восточной части России в 37 картах. Основной особенностью атласа стал его небольшой формат и отметки, соответствовавшие расположению почтовых дорог, с указанием расстояния в верстах до разных почтовых станций, где можно было остановиться отдохнуть и переменить лошадей. Границы губерний на картах раскрашены вручную акварелью.

Приложения к картам составили списки станций по основным направлениям движения на почтовых дорогах, а в начале книги для удобства путешественника был помещен алфавитный указатель губерний. Атлас имел большой успех и не терял своего практического значения из-за прискорбной неспешности, с которой территория огромной страны пополнялась новыми дорогами. Поэтому в 1820 г., спустя 12 лет после выхода первого атласа, было предпринято его повторное издание. К этому моменту Депо карт Его Императорского Величества было отдано Александром I в ведение Военно-топографического депо, однако некоторые гравировальные доски, с которых печаталось первое издание, не были заменены, благодаря чему второе издание сохранило прежнее название.

Атлас представляет историческую и культурную ценность, очень редок, отсутствует в крупнейших библиотеках страны. Российская национальная библиотека обладает некомплектным экземпляром. Наиболее редкими картами Атласа являются Генеральные карты Российской империи и, в особенности, планы малонаселенных восточных губерний, еще долго остававшихся практически неизученными.

Формат карт варьируется от 1 до 7 верст на дюйм и строго подчинен практической цели издания: в регионах, где число дорог велико, карты более подробны и точны. Для самой обширной губернии империи – Иркутской, превосходившей размерами Германию или Францию, список станций и дорог по основным направлениям был вынесен на два отдельных листа. В том числе в издание вошли почтовые дороги Грузии, Финляндии, самой северной Эстляндской губернии (территории современной Эстонии), земель Войска Донского с центром в Черкасске (переименованном в 1806 г. в Новочеркасск).