Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Катанов Н.Ф. Материалы к изучению казанско-татарского наречия. 2 части. Казань, 1898; Катанов Н.Ф. Новые данные о мусульманской секте ваисовцев. Казань, 1909. Конволют в современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. С автографом автора.

Автор: Катанов Н.Ф.
Год издания: 1898


Катанов Н.Ф. Материалы к изучению казанско-татарского наречия. 2 части. Казань, типо-литография Императорскаго Университета, 1898.

Ч. 1. 1898. Образцы книжной и устной литературы казанских татар. [2], 168, VII c.
Ч. 2. 1898. Русский перевод образцов книжной и устной литературы казанских татар. [2], 113, II, II.

Катанов Н.Ф. Новые данные о мусульманской секте ваисовцев. Казань, Центральная типография, 1909. 16 c. На обложке автограф автора: "От профессора Катанова студенту Ветаринаду [отчество неразборчиво] Имамбаеву. 6.03.1909".


23,5 х 15,5 см. Конволют в одном современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность.


Николай Федорович Катанов (1862-1922) - выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель. После окончания в 1876 г. Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 г. с Золотой медалью. В 1884-1888 г.г. учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. С 1888 по 1892 г. в составе научной экспедиции посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. С 1907 г. он стал председателем Переводческой комиссии Казанского учебного округа и членом Комитета по делам печати. В Духовной академии Н.Ф.Катанов читал курсы по истории христианства в Поволжье в золотоордынский период и преподавал татарский язык. Для нужд студентов Катанов издал "Краткий татарско-русский словарь" и татарскую хрестоматию. Одной из яркой вех в популяризации Н.Ф.Катановым татарского языка стало издание "Материалов к изучению казанско-татарского наречия", тематически разделенных на две части. В первой части, состоящей из трех разделов, приводятся тексты образцов казанско-татарской литературы (среднего, высокого и народного стиля) с русской транскрипцией. К образцам народной словесности отнесены притчи, сказки, пословицы, поучения и песни, наставления о приеме гостей и перевод молитвы "Отче наш". Во второй части даются русские переводы текстов первой части. Третья часть "Материалов", представляющая собой словарь всех встречающихся в первой части татарских слов, в данном экземпляре не представлена.

Также в данном конволюте помещен другой труд Н.Ф.Катанова - данные о мусульманской секте ваисовцев, действовавшей в Казани с середины XIX в. Основателем этой секты был некий Ваис, а продолжателем и наиболее успешным распространителем движения - его сын, ходжа Мухамед Гиннау-д-динь, издавший две брошюры о движении. В них была изложена биография самого Ваиса, "страдальца за весь мир", окончившего свои дни в психиатрической лечебнице, и основные принципы учения ваисовцев, а именно: неповиновение любым гражданским властям и отрицание того, что от них исходит (таким образом, ваисовцы отказывались, например, от паспортов); повиновение только лично Царю и Богу. Также в текстах брошюр сообщалось, что мир стоит только благодаря молитвам ваисовцев и постижение воли Божьей возможно лишь только по Корану, прокомментированном лично Ваисом. Основная часть текста данного издания представляет собой пересказ брошюры А.И.Кильдишева, разоблачителя ваисовцев, три года находившегося в секте. До вступления в секту Кильдишев держал мясную лавку, но со вступлением потерял большинство своих клиентов и был вынужден сменить сферу деятельности. Н.Ф.Катанов рассматривает брошюру по главам - от пути, который привел А.И.Кильдишева в секту, к рассмотрению сущности учения ваисовцев и принципам, которыми должны руководствоваться все ее участники, до методов сбора пожертвований.