Казанский собор. Литог. Ниц по оригин. А.Тозелли. Спб., 1821. Литография, раскрашенная акварелью, в раме и паспарту. Отличная сохранность. Относится к «инкунабулам русской литографии», имеет высокую художественную и историко-культурную ценность. Редкость.
Автор: Тозелли А., Ниц.
Год издания: 1821
Казанский собор. Л. № 6. Литографировал Ниц по оригиналу А.Тозелли. Спб., 1821. Литография, раскрашенная акварелью, в раме и паспарту. Размеры листа: 41,6 х 56,1 см. Размеры в раме: 56,3 х 67,9 см. Под изображением: «Снималъ съ натуры Тозелли», «Литографировано в Главномъ Штабе Е.И.В.», «Рисовалъ на камне Ницъ». Отличная сохранность. Настоящая литография относится к «инкунабулам русской литографии», имеет высокую художественную и историко-культурную ценность, представляет значительный интерес для музеев. Редкость. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Представленная литография выполнена для одного из первых русских видовых художественных изданий, исполненных в технике литографии – серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей», выходившей в 1821-1823 г.г. в шести тетрадях по четыре листа в каждой. Представленный вид под № 6 входил во вторую тетрадь. Издание было подготовлено и выпущено Обществом поощрения художников (ОПХ), активно внедрявшим в русское искусство и книгоиздание новую на то время технику литографии. В подготовке этого издания принимали участие ведущие художники и первые русские литографы. Отпечатаны литографии были в Главном Штабе, где находились первые в России литографские станы, применявшиеся поначалу для печатания карт.
Качество бумаги, особенности отпечатка и раскраски подтверждают подлинность литографии и ее датировку – 1821 г.
Ниц – художник, литограф, работал в первой половине XIX в., участвовал в изданиях Общества поощрения художников.
Анжело Тозелли (1770–1826/1827) – итальянский художник родом из Болоньи, акварелист, видописец и театральный декоратор. Именно у него учился перспективе выдающийся русский художник О.А.Кипренский, когда жил в Риме. А.Тозелли приехал в Россию около 1816 г., служил художником-декоратором Дирекции Императорских театров. Автор акварельной панорамы города Санкт-Петербурга (ГЭ, 1817-1820).