Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Керженцев П.М. Жизнь Ленина. Гравюры на дереве П.Староносова. [М.], 1936. Роскошное малотиражное подарочное художественное издание. В продажу не поступало. Художественная редакция С.Б.Телингатера. В издательском переплете. Отличная сохранность.

Автор: Керженцев П.М.
Год издания: 1936


Керженцев П.М. Жизнь Ленина. Гравюры на дереве П.Староносова. [Третье издание]. [М.]: Партиздат, 1936. [6], 351, [3] с.; с илл. в тексте и 28 илл. на отдельных листах. 31,5 х 24 см. Тираж 2000 экземпляров. Роскошное малотиражное подарочное художественное издание, отпечатанное на высококачественной бумаге. В продажу не поступало. Художественная редакция полиграфического оформления С.Б.Телингатера. В иллюстрированном издательском переплете. Отличная сохранность.


Одно из самых красивых и богато оформленных советских изданий, посвященных деятельности В.И.Ленина, Октябрьской революции и первым годам строительства Советского государства. Первое издание книги вышло в 1934 г. Второе издание было значительно переработано и дополнено так, что увеличилось в объеме в два с половиной раза. В этом, третьем издании, был значительно расширен биографический материал, и материал, характеризующий основные этапы в истории партии и революционной борьбы. Третье издание повторяло полностью текст второго, но отличалось роскошным художественным оформлением и значительно меньшим тиражом. Оно было предназначено для подарков высокопоставленным советским чиновникам.

Удивительна история иллюстраций к книге. Художник-график П.Н.Староносов два года работал над созданием гравюр к ней. Мало кому из художников того времени удалось сделать «житие» Ленина столь же ярким и высокохудожественным, как у П.Н.Староносова. Именно он впервые написал законченную сюиту образов из жизни В.И.Ленина, связанных с ним этапов дооктябрьской борьбы пролетариата и побед революции. Петр Николаевич выполнил гравюры, отражающие ритм и веяния эпохи. Он представил ту героическую эпоху так, что его иллюстрации очаровывают и в наши дни, хотя отношение к тем событиям поменялось. Работая над этой книгой, художник встречался со старыми большевиками, ездил по местам, где происходили революционные события. Так, чтобы нарисовать одну из сцен, он ездил ночью из Москвы до Ростова Великого, «изучая движения человека во время работы у топки, освещение, обстановку…».

Петр Николаевич Староносов (1893-1942) – выдающийся советский художник-график, работавший в техниках гравюры на линолеуме и на дереве, человек необычайной судьбы. Он много путешествовал по стране, был в Сибири, на Урале, на Кавказе, на Русском Севере. Гравюры Староносова отличались смелыми, новаторскими решениями композиций, эмоциональным, романтическим видением мира, высоким художественным уровнем. Он окончил Мещанское училище, привилегированное учебное заведение закрытого типа, где готовили конторщиков и бухгалтеров. Именно там будущий художник получил хорошие навыки каллиграфии, которые ему пригодились в профессии. Художественное мастерство он осваивал целиком сам. Впервые он представил свои работы публично на выставке «Независимых художников» в 1909 г. Работал в дореволюционных журналах иллюстратором.

После Октябрьской революции, чтобы научиться рисовать жизнь и природу, П.Н.Староносов отправился в тайгу на Урал. Поселившись в лесу, недалеко от г.Златоуста, он познакомился с Давидом Бурлюком, ярким представителем русского авангарда. Вместе с ним Петр Николаевич устраивал художественные выставки своих работ в школах и на заводах. Затем художник пешком дошел до Енисея и несколько лет жил в Красноярске. Он всегда воспринимал жизнь как школу. Школа эта была суровой, зарабатывать на нее приходилось зачастую физическим трудом на железной дороге или рисуя портреты людей на базаре, плакаты для заводов, преподавая рисование в школах и железнодорожных училищах. Благодаря этому уникальному опыту художник стал очень самобытным и ярким мастером. Сложные, странные, причудливые ракурсы стали одной из отличительных черт гравюр Староносова. В 1926 г. он вернулся в Москву, оформил множество изданий. В годы Большого террора художник был репрессирован, сидел в тюрьме, был сослан в Казахстан, но убедительного обвинения ему так и не смогли предъявить. Вскоре после освобождения в 1942 г., вернувшись в Москву, он умер. Имя его в Советском Союзе было надолго незаслуженно забыто.

Платон Михайлович Керженцев (настоящая фамилия Лебедев, 1881-1940) - советский государственный деятель, революционер, экономист, журналист, дипломат. Родился в семье врача, депутата I-й Государственной Думы М.Д.Лебедева. Учился в гимназии, затем на историко-филологическом факультете Московского университета. В феврале 1904 г. был арестован, исключен из университета. Полгода провел в Таганской тюрьме. Находясь в ссылке в Нижнем Новгороде, вступил в РСДРП(б). Участвовал в первой русской революции 1905-1907 г.г., был сослан в Вологду, но бежал и 1906-1912 г.г. провел на нелегальном положении. Затем до 1917 г. находился в эмиграции: Париж, Лондон, Нью-Йорк. Все это время работал в большевистских газетах.

В 1918-1919 г.г. П.М.Керженцев был заведующим отделом, заместителем редактора «Известий ВЦИК». Руководил Российским телеграфным агентством. В 1920-1921 г.г. - на работе в Наркомате иностранных дел: член делегации на мирных переговорах с Финляндией, заведующий Отделом романских стран, заведующий Отделом печати. В 1921-1923 г.г. - полпред в Швеции, подписал договоры с Норвегией и Швецией. Был женат на Марии Докшиной, личном секретаре полпреда в Норвегии Александры Коллонтай. В 1923-1925 г.г. - председатель Особого совещания по научной организации работ на транспорте и по улучшению работы аппарата Наркомата путей сообщения. Работал в области научной организации труда, руководил лигой «Время», существовавшей до конца НЭПа. В 1926-1927 г.г. был председателем редакционного совета ОГИЗа, в 1928-1930 г.г. - одним из руководителей Агитационно-пропагандистского отдела ЦК ВКП(б). Недолго был директором Института литературы, искусства и языка Коммунистической академии, три года являлся председателем Комитета радиофикации и радиовещания, а затем - председателем Комитета по делам искусств при Совнаркоме. В 1938 г. снят с последнего поста, в частности, по обвинению в поддержке театра В.Мейерхольда, выдвинутому А.А.Ждановым.