Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовскаго и Виленскаго, и возсоединение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г. Вильна, 1893. В современном полукожаном переплете. Первое издание. Очень хорошая сохранность.

Автор: Киприанович Г.Я.
Год издания: 1893


Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовскаго и Виленскаго, и возсоединение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г. С 3-мя портретами высокопреосвященнаго Иосифа. Вильна, [типография И.Блюмовича], 1893. XVIII, 448 с.; 3 л. портр. 24,5 x 17 см. Тираж 1200 экз. Первое издание, магистерская диссертация автора. В современном полукожаном переплете. Сохранена передняя издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга: 25-873, 55-1087.


Григорий Яковлевич Киприанович (1846-1915) - историк церкви, воспитанник Петербургской духовной академии. Приверженец «западнорусской» исторической школы. Г.Я.Киприанович преподавал в Самарской семинарии, а с 1872 г. работал преподавателем латинского языка, истории и педагогики в Литовской духовной семинарии, читал лекции в Виленской мужской гимназии и женском училище. Занимался исследованием истории Униатской церкви и католицизма в Белоруссии.

Иосиф (Иосиф Иосифович Семашко; 1798-1868) - митрополит Литовский и Виленский, выдающийся церковный и общественный деятель. Главной его заслугой являлось воссоединение Униатской церкви Северо-Западного края с православием. С точки зрения политики и идеологии русского государства, этот факт имел первостепенную важность, поскольку все попытки присоединения униатов к православию извне заканчивались неудачей и насилием, порождая ореол мученичества вокруг гонимых за веру приверженцев униатства. Будучи иерархом униатов, митрополит Иосиф проводил русификаторскую политику в этом регионе.

И.Семашко происходил из небогатого дворянского рода, его отец был греко-католическим священником. В 1820 г. он окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия и занял свое место на нижних ступенях иерархии Униатской церкви. В 1820-1822 г.г. он состоял заседателем Луцкой консистории и наставником Луцкой ставленнической семинарии. В 1827 г., по предложению русского правительства, он подготовил записку, в которой предложил проект по постепенному присоединению греко-католической церкви к православию. 22 апреля 1828 г. император Николай I издал указ, в котором были учтены многие предложения И.Семашко. В 1829 г. он принял постриг и был рукоположен в сан епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии, в 1833 г. определен епископом Литовской греко-униатской епархии. К 1837 г. под влиянием И.Семашко большинство греко-католических священников митрополии письменно подтвердили свою готовность присоединиться к православию. В начале 1839 г. в Полоцке был принят Акт о присоединении, подписанный 1305 духовными пастырями униатов. В результате в православие перешло свыше 1600 приходов с более чем 1 млн. 600 тыс. верующих. В 1863 г., во время Польского восстания, И.Семашко выступал на стороне российского правительства, обратившись к пастве с призывом сохранить верность русскому царю и православной церкви.

Книга вышла к 25-летию со дня кончины митрополита Иосифа. При подготовке ее были использованы записки и воспоминания самого митрополита, изданные Академией наук, а также воспоминания и свидетельства современников об этом крайне интересном человеке, сумевшем своим авторитетом внушить расположение своим единоверцам к Русской православной церкви.

Главы книги посвящены тем или иным этапам в жизни митрополита Иосифа: годам учебы, работе в консистории, долгой и трудной борьбе за воссоединение униатов с православием. Всесторонне исследована деятельность И.И.Семашко в качестве председателя Греко-униатской коллегии. Значительное место отведено описанию его трудов на Виленской митрополии, участия в разрешении многих внутренних конфликтов епархиальной жизни. Автор монографии раскрывает роль И.И.Семашко в судьбах общества и церкви Западного края в XIX в., описывает личные качества митрополита. Показана частная жизнь иерарха, его домашний быт.