Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кирилл Иерусалимский. Святаго отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимскаго огласительныя и тайноводственныя поучения, с Еллино-Греческаго на Российский язык переведенныя... В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Кирилл Иерусалимский.
Год издания: 1822


Кирилл Иерусалимский. Святаго отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимскаго огласительныя и тайноводственныя поучения, с Еллино-Греческаго на Российский язык переведенныя, по назначению Святейшаго Правительствующаго Синода, в Ярославской Семинарии. Новое издание второе. М., в Синодальной типографии, 1822. [2], VIII, VI, 503 с. 20 х 12,5 см. Первое и второе издания вышли в один год. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На листе, предшествующем титулу, владельческая запись: «Принадлежитъ Церкви преп. Сергия Чудотворца. Генварь 4 д<ень> 1828 г.». Редкость.


Вероятно, что вскоре после выхода издания экземпляр был приобретен в московскую церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, расположенный в районе Тверской в Крапивенском переулке. Храм известен с конца XVI в. Каменный храм строился в несколько этапов с 1625 по 1750 г.г. и является памятником русского барокко, одним из его архитекторов являлся, как предполагают, Д.В.Ухтомский.

Данное издание относится к первым изданиям текста поучений на русском языке. До этого в Российской империи книга издавалась на церковно-славянском языке в Московской Синодальной типографии. На русском языке текст был впервые издан в 1822 г. В один год в свет вышли сразу два издания. Издатели считали книгу важным руководством для священников в изъяснении догматов православия и для индивидуального душеспасительного чтения прихожан.

Поучения были адресованы тем, кто только принял крещение, к ним обращены пять тайноводственных или мистических поучений, и тем, кто собирался его принять, для их просвещения служат восемнадцать огласительных поучений. В этих поучениях просто и лаконично объясняются и толкуются важнейшие догматы, составляющие символ веры, а также смысл крещения, его символика, таинства причастия телом и кровью Христа, миропомазания и др. Автор все свои тезисы подкрепляет мастерски подобранными и логически выстроенными высказываниями библейских пророков, апостолов и текстом Евангелий.

Говоря в XV поучении о Втором пришествии и Страшном суде, св. Кирилл перечисляет признаки, по которым можно увидеть приближение последних времен, а также рассказывает, как избежать соблазнов лжепророков и антихриста, царство которого наступит незадолго до Второго пришествия. Эта тема стала особенно актуальна на Руси с середины XV в., когда ожидали конца света, около 7000 года от сотворения мира (1492 г.), и во время раскола Русской православной церкви в середине XVII в.

Поучения св. Кирилла Иерусалимского имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Согласно преданию, свт. Кирилл Иерусалимский читал их публично около 347 года или в 350 году. Тогда он был пресвитером и в его обязанности входило поучать оглашенных и новокрещеных прихожан. Поучения могли быть записаны во время самого произнесения, но они могли быть составлены и другим автором под влиянием проповедей св. Кирилла в ближайшую или более позднюю эпоху и быть приписаны авторитету святого, как традиционно происходило в древней христианской истории.

Кирилл Иерусалимский (315-386) - святой отец Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, знаток Священного Писания и вдохновенный проповедник, владевший искусством импровизационной проповеди, говорящейся без подготовки. Монашествовал с юных лет в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 году его избрали епископом. Несколько раз его снимали с кафедры в периоды гонений на ариан (в 357, 360, 362 и 367 годах), некоторое время он провел в изгнании. В 381 году свт. Кирилл принял участие в Константинопольском соборе, на котором было осуждено арианство. К этому времени свт. Кирилл талантом проповедника и многолетней борьбой за веру завоевал большой авторитет среди церковных общин своей провинции; на Соборе 381 г. и в последующие годы он являлся главой Церкви Палестины. Авторитет свт. Кирилла способствовал и росту значения епископской кафедры Иерусалима.