Книжные знаки русских художников. Пб., 1922. Тираж 500 нумерованных экземпляров, экземпляр № 261. В современном полукожаном переплете. Обложка, фронтиспис и книжные украшения работы Д.И.Митрохина. Отличная сохранность.
Автор: Митрохин Д.И., Нерадовский П.И., Соколовский А.К.
Год издания: 1922
Книжные знаки русских художников. [Под ред. Д.И.Митрохина, П.И.Нерадовского и А.К.Соколовского]. Пб.: Петрополис, 1922. 237 с., с илл. 26 х 19,1 см. Тираж 500 нумерованных экземпляров, экземпляр № 261. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложка и суперобложка. Обложка, фронтиспис и книжные украшения работы Д.И.Митрохина. Отличная сохранность.
Настоящее библиофильское издание посвящено экслибрисам Серебряного века. В нем представлены материалы для словаря мастеров экслибриса: приводятся инициалы или имена художников, краткая биографическая информация, известные знаки, атрибутируемые художникам, сюжеты знаков и надписи, техника исполнения, датировка, владельцы этих знаков, ссылки на издания, где эти знаки были впервые воспроизведены. Наиболее интересные работы мастеров книжного знака представлены на многочисленных иллюстрациях.
Книга достаточно полно отражает культуру книжного знака начала ХХ в. В ней представлены мастера экслибриса и художники-любители, при этом количество атрибутируемых тем или иным мастерам знаков говорит о том, какое внимание художник уделял данному виду графического искусства, насколько ценил этот жанр, являвшийся уделом эстетов. Издание также раскрывает имена коллекционеров книг, экслибрисов и владельцев богатых библиотек. В издании помещен очерк истории русского экслибриса Серебряного века.
История русского книжного знака была исследована У.Г.Иваском, он вел ее от 1702 г. Но долгое время интерес к художественному экслибрису, к его созданию и собиранию был довольно низок. За период от XVIII до начала XIX в.в. специалистам было известно не более 150 владельческих знаков. Новую жизнь в увлечение книжным экслибрисом внес Серебряный век. Появились первые крупные отечественные исследования, посвященные экслибрису, нашлись коллекционеры, заказчики, художники. Экслибрис стал не просто информацией о владельце библиотеки, но произведением искусства, утонченным украшением книги, знаком, свидетельствующим о внутреннем мире владельца, отчасти о его судьбе и мировоззрении. Созданием экслибрисов стали заниматься такие выдающиеся художники, как Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, А.Н.Бенуа, А.Н.Добужинский, А.П.Осторумова-Лебедева, Л.С.Бакст, Е.И.Нарбут, С.В.Чехонин, и др. Довольно много художников из кружка «Мир искусства» периодически выполняли книжные знаки на заказ. Появилась мода на книжный знак, практически все владельцы крупных и средних личных библиотек имели свои экслибрисы, а многие библиофилы заказывали себе до десятка различных изображений для библиотечных знаков. Но они не так часто использовали эти знаки по назначению, для маркировки книг. Книжный знак стал для них объектом коллекционирования и обмена.
Создатели экслибрисов активно использовали орнаментальные украшения и аллегорические композиции, отразившие дух Серебряного века и декаданса с его неуемной и бурной фантазией, болезненным ощущением реальности и экзальтацией. Часто аллегории были столь хитроумными, что смысл лишь мерцал за туманами линий и форм. Экслибрисы, исполненные лучшими мастерами книжной графики, сами превратились в произведения искусства и дополнили собой как иллюстрированную книгу Серебряного века, так и саму культуру книжного коллекционирования, в которую мастера экслибриса вложили свой художественный вкус и вдохновение. Автор обзорной статьи сопоставляет западную и российскую традиции экслибриса, отмечая меньшую изощренность русских мастеров в технических приемах, зато большую оригинальность и малую долю клише в композициях.