Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Collignon Ed. Les Chemins de Fer Russes de 1857 a 1862. - Коллиньон Эд. Русские железные дороги с 1857 до 1862 г.г.: Атлас. Париж, 1868. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Коллиньон Эд.
Год издания: 1868


Collignon Ed. Les Chemins de Fer Russes de 1857 a 1862 par M.Ed.Collignon ingenieur des ponts et chaussees. Seconde edition. Atlas. Paris: Dunod, editeur, Libraire des Corps Imperiaux des Ponts et Chaussees et des Mines, 1868. – Коллиньон Эд. Русские железные дороги с 1857 до 1862 г.г. Составил г-н Эд.Коллиньон, инженер путей сообщения. Второе издание. Атлас. Париж, 1868. [4] с.; 51 чертеж, карты и планы городов на 102 листах. 28 х 30,6 см. Масштаб: 1:200 000. Представленный атлас, выходивший самостоятельным изданием, иллюстрировал одноименную монографию Эд.Коллиньона (Париж: Дюнод, 1864). Он содержит чертежи, выполненные в технике гравюры на стали. Автор гравюр - императорский гравер Леметр (подписи под оттисками справа: Lemaitre, Graveur de l’Empereur, sc.). Несколько карт имеют издательскую раскраску акварелью. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: The Cambridge economic history of Europe. Cembridge, 1965. С. 942.


Издание вышло во время развертывания в России Великих реформ Александра II, с которых начался переход к капитализму и быстрое развитие индустрии. В это время в России начинают активно строиться железные дороги, в которые Франция стала вкладывать свои капиталы. Издание стало первым атласом, очень подробно и качественно отразившим начальный этап развития железных дорог в России.

В издании представлены карты Европейской части Российской империи (в том числе геологическая карта); планы Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Нижнего Новгорода; схемы железнодорожных веток и рельеф местности (представлен в профилях, масштаб: 1:3000), на ветках показаны станции и окрестный ландшафт, даны планы вокзалов, станций, подсобных помещений и путей, необходимые вычисления и количественные показатели; в чертежах отражено устройство паровозов и подвижного состава, паровых котлов, организация рельсового полотна, насыпей, мостов, тоннелей, систем перевода стрелок.

Проектирование и строительство Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог началось в конце 1840-х – начале 1850-х г.г., однако государственный бюджет был пущен на Крымскую войну, и после ее окончания правительство передало концессию на строительство дорог Главному обществу российских железных дорог, основанному в январе 1857 г. банкирскими домами «Барон Штиглиц и К°» в С.-Петербурге, «С.А.Френкель» в Варшаве, «Братья Беринг и К°» в Лондоне; «Готтингер и К°» в Париже. Это транснациональное общество, в основе которого лежал французский банковский капитал, в течение десяти лет должно было построить сети железных дорог с правом их дальнейшей эксплуатации в течение 85 лет. В 1894 г. дороги, находившиеся в управлении Общества, были выкуплены государственной казной.

Запланированная сеть дорог должна была объединить основные экономические центры Европейской России, речные и морские порты на Волге, Балтике и Черном море, пройти через двадцать шесть губерний, соединив три столицы, подвести дорогу к границам с Пруссией. Общество приняло в свое владение начатую правительством Санкт-Петербурго-Варшавскую железную дорогу, на которой участок в 42 версты, между Санкт-Петербургом и Гатчиной, был уже открыт для движения. В 1857 году Общество приступило к продолжению работ на Варшавской линии, а по прочим линиям начало изыскания и составление проектов. Во второй половине 1858 года были начаты работы на Московско-Нижегородской линии. Из-за нехватки денежных средств у Общества и невозможности завершить все намеченные работы, его обязательства в 1861 г. были ограничены сооружением Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог.

Эдуард Коллиньон (1831–1913) - французский инженер путей сообщения и мостов, ученый-математик, известен как создатель новой картографической проекции Коллиньона и как руководитель строительства первых железных дорог в России. Он закончил Парижскую высшую Политехническую школу в 1849 г. В 1857-1862 г.г. Э.Коллиньон работал в России на компанию «Главное общество российских железных дорог» в должности главного директора, руководя Главным центральным управлением компании. На все высшие и на значительную часть прочих должностей Общество также пригласило французских инженеров, техников и других агентов. При главном директоре был образован Совещательный технический комитет из четырех русских инженеров для рассмотрения проектов. В 1878 г. Э.Коллиньон стал инспектором мостов и шоссейных дорог Франции. Он был одним из учредителей Французской ассоциации поощрения наук, автором исследования о российских железных дорогах и трудов по механике.

Огюстэн Франсуа Леметр (1797-1870) - известный французский гравер, литограф, иллюстратор, получивший должность придворного гравера, что указывало на высочайшее качество его работ.