Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Колокольня Ивана Великого. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту. Отличная сохранность. Представляет историческую ценность.

Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893


Колокольня Ивана Великого. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту, украшенное золотой орнаментальной рамкой и подписью. Размеры снимка: 27,5 х 21,2 см. Размеры в раме: 57,1 x 51,2 см. Отличная сохранность. Представляет историческую ценность.


На снимке изображена колокольня Ивана Великого – центральное сооружение Московского Кремля, организующее все кремлевское архитектурное пространство. Это поминальная церковь, совмещенная со звонницей, которая заменила собой церковь Иоанна Лествичника (1329), посвященную патрону Ивана Калиты. Колокольня была построена в 1505-1508 г.г. архитектором Боном Фрязином. А в 1532-1543 г.г. зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом “Вознесения”. В XVII в. она была надстроена и стала самой высокой на тот момент колокольней России, ее высота составляет более 80 метров. В галереях ярусов колокольни помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX в.в.

Перед колокольней находится Большой Успенский колокол, или Царь-колокол. Его высота свыше шести метров, а декоративное убранство чрезвычайно богато. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна пожелала заново перелить прежний Большой Успенский колокол, разбившийся в 1701 г. во время пожара. Она пожелала увеличить его вес до 10 тысяч пудов. Мастера французского короля отказались от такой задачи, посчитав ее невыполнимой. Отливать гигантский колокол взялись Иван и Михаил Моторины, работы эти велись прямо на Ивановской площади Кремля. Первая попытка отлить колокол оказалась неудачной, после чего Иван Моторин умер «от печали». Однако его сын Михаил завершил дело отца, и в ночь на 25 ноября 1735 г. всего за 36 минут около 202 тонн колокольной бронзы были успешно залиты в форму. Колокол остался в литейной яме для чеканной отделки декора, но во время пожара 1737 г. от неравномерного охлаждения от колокола отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет Царь-колокол пролежал в литейной яме, а установку его на постамент осуществил в 1836 г. архитектор А.Монферран.

Справа за колокольней виден Успенский собор, сооруженный в 1475-1479 г.г. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти - главный храм Московского государства, в котором короновались русские цари и императоры. Это старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

По правую руку от колокольни находится собор Двенадцати апостолов, формирующий ансамбль Патриаршего двора. Храм построен в 1652–1656 г.г. русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. В 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название.

По левую руку от колокольни виден Архангельский собор, сооруженный в 1505-1508 г.г. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV в. С 1599 по 1765 г.г. при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 по 1883 г.г. собор был кафедральным храмом Московской епархии. В течение веков он являлся также усыпальницей русских князей и царей. За ним просматривается другой выдающийся памятник московской архитектуры - Благовещенский собор.

Фотография изготовлена около 1893 года в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в. В ней, в частности, выпускали роскошные серии фотографических видов русских столиц. Настоящий снимок принадлежит к одной из таких серий, которая выделяется качеством и мастерством исполнения. При сравнении со снимками тех же видов, но из других серий, явственно заметна разница. Фотография отличается четкостью и яркостью, тщательностью фокусировки и выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду эстетическую завершенность. На каждом паспарту серии было оттиснуто индивидуальное название снимка. Фотография прекрасно сохранилась благодаря тому, что она почти не имела контактов со светом и мало затронута выцветанием.