Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. [В 2 томах]. Спб., 1914-1915. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Тройной обрез с напылением. Отличная сохранность.

Автор: Кондаков Н.П.
Год издания: 1914


Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. [В 2 томах]. Спб., типография Императорской Академии Наук, 1914-1915. 27,6 х 19,4 см. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На переднем форзаце экслибрис библиотеки А.П.Киселева.

Том 1. (1914). [4], 387 с.; с 240 илл. в тексте и 7 илл. на отдельных листах.
Том 2. (1915). [2], 452 с.; с 251 илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах.


Александр Петрович Киселев - преподаватель Московского Комиссаровского технического училища, член Общества друзей Русского исторического музея. В его библиотеке насчитывалось более 1000 книг, в основном исторического содержания. Экслибрис литографирован около 1900 г. гравером Кодаковым, рисунок заимствован с книгопродавческого знака известного антиквара В.И.Клочкова (Богомолов, 7025 ЭЛ).

Никодим Пaвлович Кондaков (1844-1925) - крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства, профессор Санкт-Петербургского университета, старший хранитель Эрмитажа, с 1898 г. академик, эксперт Императорского Двора по иконописи. Он был ученым европейского масштаба. В 1916 г. за научные достижения Н.П.Кондаков был награжден орденом Почетного легионa.

Ученый вел все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондакову принадлежит особенно видное место. Исследователь разработал иконографический метод изучения памятников искусства, анализировал их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, вызывавшие эти особенности. Он поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока. Историк использовал принцип типологической систематизации памятников и тонкий анализ их техники. Его метод исследования соответствовал каноническому характеру средневековой художественной культуры, а значит, был способен достоверно ее отразить.

«Иконография Богоматери», вышедшая впервые в 1914-1915 г.г. в двух томах, - итог исследований ученого, проводившихся в течение целого ряда десятилетий. Эта монография является одним из крупнейших исследований Н.П.Кондакова и, несомненно, лучшим, даже в наши дни, сочинением, посвященным истории иконографических типов Богоматери. Ученый использовал колоссальный по богатству, разнообразию, широте временного и географического охвата материал, дающий иконографические сведения, начиная с первых веков христианства. Он пользовался изображениями фресок, икон, миниатюр в рукописях, материалом скульптуры и рельефов. Н.П.Кондаков рассмотрел восточную, византийскую, западно-европейскую и, конечно же, русскую традиции в изображении Божьей Матери и их взаимопроникновение. Так, на древнерусскую иконографическую традицию последовательно оказывали влияние византийская школа, искусство Балкан, «итало-критская школа». Византийскую традицию изображения Богородицы ученый рассматривал как развивающуюся, плодотворно влиявшую на русское средневековое искусство. Русская иконопись творчески развила полученные из Византии образцы, сформировав свои собственные, глубоко укорененные в национальной культуре иконографические типы изображений Богоматери. Культ Богоматери был на Руси необычайно развит, а сама Владычица Небесная считалась покровительницей Русской земли. Ее образы заняли исключительное место в русской православной духовности, о чем свидетельствует необычайно большое количество их типов и иконописных вариантов.