Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. 2 части. Спб., 1914-1915. В двух современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Отличная сохранность.

Автор: Кондаков С.Н.
Год издания: 1914


Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. [2 части]. [Спб., Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1914-1915]. 27 х 19,3 см. В двух современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Отличная сохранность.

Ч. 1. [Часть историческая]. (1914). [6], VI, 353 с.; с илл. в тексте и 20 илл. на отдельных листах.
Ч. 2. [Часть биографическая]. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. (1915). [6], VI, 454, [6] с., с илл.


Никодим Пaвлович Кондaков (1844-1925) - крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства, профессор Санкт-Петербургского университета, старший хранитель Эрмитажа, с 1898 г. академик, эксперт Императорского двора по иконописи. Он был ученым европейского масштаба. В 1916 г. за научные достижения Н.П.Кондаков был награжден орденом Почетного легионa. Ученый вел все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный оборот целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондакову принадлежит особенно видное место. Исследователь разработал иконографический метод изучения памятников искусства, анализировал их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, их формировавшие.

Настоящее издание посвящено 150-летнему юбилею Императорской Академии художеств. В первом томе представлены сведения об истории Академии, отражены основные вехи в жизни этого учреждения, подведомственных ему школ и заведений. Приложены академические уставы, правила о стипендиях и медалях, правила, касающиеся выставок, покупки картин, пользования академическими мастерскими, и т.д. Представляет большое историческое значение раздел, посвященный коллекциям Академии художеств, которые состояли из предметов искусства и исторических памятников. Описаны мастерские, типографские и гравировальные отделения Академии, коллекция исторических костюмов. Освещена издательская деятельность учебного заведения. Здесь же помещены списки президентов и вице-президентов Академии, а также других лиц, занимавших в ней административные должности, с краткими биографическими данными о них. Представлены портреты почетных членов Академии художеств, среди которых были графиня П.С.Уварова, П.Ю.Сюзор и др., биографические сведения обо всех действительных членах Академии.

Во втором томе опубликован уникальный по полноте список русских художников, скульпторов, архитекторов, граверов - выпускников Академии с краткими сведениями о них и с указанием званий, которых они были удостоены за художественные достижения. Фактически, в этом томе содержится вся история русского искусства в именах и портретах. 

Открывает издание очерк помощника хранителя музея Академии С.К.Исакова, посвященный истории этого учебного заведения. Согласно документам, идея создания Академии, которая бы включила в себя и художественное образование, принадлажит Петру I, который задумывался об этом еще в 1718 г. В 1724 г. была образована Академия наук, в которую входило и Отделение художеств. Но здесь художества имели лишь прикладное, а не самостоятельное значение. С 1758 г. начинает постепенно складываться то, что позднее получило название Академии художеств. Сначала это были 16 студентов Московского университета, хотевшие заниматься искусствами и покровительствуемые в этом желании И.И.Шуваловым. В разное время Академией художеств руководили А.И.Мусин-Пушкин, Г.А. Шуазель-Гуфье, А.С.Строганов, А.Н.Оленин и др., позднее Академию возглавляли особы императорских кровей.

В Академии с момента ее основания господствовал принцип добровольности получения знаний: большая часть предметов была необязательна, запрещались телесные наказания. Все это создавало особую атмосферу для занятий искусствами. Постепенно Академия превращается в серьезное учебное заведение, готовящее высококлассных художников. К началу ХХ века Академия превратилась в разветвленную сеть учебных заведений. Ее училища существовали в крупных губернских городах, где были и университеты. Академия сотрудничала со всеми российскими музеями и художественными обществами. Краткие сведения о них также помещены в настоящем издании.