Котляревский Н. Девятнадцатый век: Отражение его основных мыслей и настроений в словесном художественном творчестве на Западе. Пб., 1921. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Котляревский Н.
Год издания: 1921
Котляревский Н. Девятнадцатый век: Отражение его основных мыслей и настроений в словесном художественном творчестве на Западе. Пб.: Наука и школа, 1921. [2], VIII, 298, [6] c. 19,9 х 14 см. Экземпляр редакции издательства, отпечатанный на плотной бумаге. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Нестор Александрович Котляревский (1863-1925) - выдающийся ученый, историк литературы, профессор, почетный член Академии наук. Член жюри по присуждению ряда престижных премий, в том числе и академических. Учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете Московского университета, а затем в Сорбонне. Первый директор Пушкинского дома. Историком литературы стал против своей воли по настоянию отца, в себе чувствовал призвание естествоиспытателя. В дальнейшем об этом напоминала страсть к коллекционированию: он составлял коллекции бабочек, жуков, птичьих гнезд с яйцами разных пород и т.д.
Настоящее издание стало своеобразным введением в литературу XIX века и основывалось на лекциях, прочитанных Н.Котляревским в нескольких различных высших учебных заведениях. Автор стремился дать вводный курс для самостоятельного чтения, способный продемонстрировать основные вопросы жизни и духа, с которыми сталкивается человек XIX столетия. По мнению автора, художественное творчество неразрывно связанно общим течением философии и общественных сил. Все мировые памятники, какой бы интерес они не представляли с художественной точки зрения, всегда являются образцом глубоких размышлений человека над своей судьбой, смыслом жизни и отражением тех настроений, которые преобладают у художника при столкновении с окружающей действительностью.
Центр интереса в изучении истории литературы Н.Котляревский переносит с приемов и мастерства авторов на те вопросы, которые волновали их как мыслителей, моралистов и общественных деятелей. Помимо того, чтобы дать очерк развития литературных форм, такая история литературы стремилась проникнуть вглубь души художника и показать его эстетическое отношение к реальному или идеальному миру, отличие этого отношения от простой игры в вымысел, фантазию, мечту. Еще одной, крайне удачной, особенностью такого метода стало выяснение истории литературного стиля, который в разное время мог являться для художника и целью, и средством.
Одной из важнейших тем книги стала перемена в религиозных взглядах человечества в XIX веке. Именно в этот период нравственное начало в человеке было признано самостоятельным, не зависящим от религиозной санкции. Эта перемена способствовала повышению стоимости земной жизни человека, ценности личности, и вместе с тем возложила на каждого груз личной моральной ответственности. Еще никогда, отмечал Н.Котляревкий, человек не поднимался в своем представлении на такую высоту моральной и умственной силы. Усиление альтруистического начала способствовало расширению вопроса об эгоизме, личном и общественном долге.