Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Котович Ал. Духовная цензура в России. (1799-1855 гг.) Спб., 1909. Книга впоследствиии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность

Автор: Котович Ал.
Год издания: 1909


Котович Ал. Духовная цензура в России. (1799-1855 гг.) Спб., типография «Родник», 1909. [4], XVI, 604, [4], XIII с. 14,3 х 16,1 см. Книга впоследствиии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность.


Алексей Никанорович Котович - историк церкви. В 1904 г. окончил Петербурскую духовную академию со степенью кандидата богословия. За основанный на архивном материале труд «Духовная цензура в России 1799 - 1855 гг.» Санкт-Петербургская духовная академия присудила автору степень магистра богословия, но Святейший Синод, из-за отзыва епископа Феофана, который счел работу несоответствующей иерархическим интересам, большинством 5 голосов против 4 отменил постановление Академии.

Книга является первым обобщающим исследованием истории духовной цензуры в России в первой половине XIX в. В настоящей работе автор анализирует ранее не изучавшиеся документы, хранившиеся в архивах учреждений духовного надзора во главе со Святейшим Синодом и цензурными комитетами. Он стремится восстановить генезис духовной цензуры, в том числе развитие уставов духовно-цензурного комитета; характерные черты цензуры и отношение к другим сферам общественной и культурной жизни; психологические портреты и действия лиц, руководивших цензурной политикой; отношение духовной цензуры к светской; деятельность Священного Синода и цензурных комитетов при духовных академиях. Большое внимание уделено развитию русской богословской мысли, проблеме зависимости духовенства и всего общества в Николаевскую эпоху от системы цензуры. Историк выясняет те причины, которые подготовили реформу духовно-цензурного дела.

Автор анализировал не только официальные документы, но и приложенные к ним частные записки, черновики, варианты цензорских отзывов, что позволяло понять «некоторое движение своеобразной жизни». Материал архивных документов автор вводит в широкий культурно-религиозный контекст эпохи, что дает читателю возможность почувствовать живую ткань истории и связь цензуры с общественными процессами, позволяет судить об умственном развитии эпохи.