|
Козлов И. В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: Пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке. Пг., Типо-Литография Петроградской Одиночной Тюрьмы, 1915. 572, XVII c. 26 x 17 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Иоанн Стефанович Козлов (1887-1971) - профессор, протоиерей, происходил из крестьян Пензенской губернии, окончил второклассную школу. В 1902-1910 г.г. состоял учителем начальной (позже - двухклассной) церковно-приходской школы, одновременно был помощником синодального миссионера. В 1911 г. в сане священника назначен Олонецким епархиальным миссионером. В 1920 г. окончил по Первому разряду Московскую духовную академию. Кандидатское сочинение «Проблема Славы Божией в Библии (историко-философский анализ)» писал под руководством профессора Павла Флоренского. С 1949 г. - доцент Ленинградской духовной академии по кафедре сектоведения, расколоведения и канонического права. После о. Иоанна осталось множество печатных и рукописных трудов в этой области, которые являются яркой иллюстрацией его научной деятельности.
Свой миссионерский опыт И.Козлов изложил в работе «В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия», за которую в 1951 г. получил степень магистра богословия. Он видел свой труд как еще одно пособие в полемике со старообрядцами, имевшей давнюю и богатую традицию. Автор учел, что на момент выхода его книги было издано уже немало других полемических сочинений. И.Козлов рассматривал свою книгу лишь как дополнение к ним, так как, среди прочего, он затронул такие не рассматривавшиеся ранее вопросы, как присяга, «цезаро-папизм», гонения на еретиков и раскольников.
В книге представлены идеологические установки и религиозная практика старообрядцев австрийского согласия и беспоповцев, изложена сущность единоверия. Освещаются важнейшие вопросы религиозно-догматической полемики: количество перстов в крестном знамении, изменения в Символе Веры, сугубая и троекратная аллилуйя, представления об «осьмом веке», об антихристе, пророках Илие и Енохе, имени Бога-Сына, крещении и перекрещивании, других таинствах. Автор касается ряда исторических сюжетов, так или иначе относящихся к расколу: патриаршества Никона, времени жизни святых отцов и учителей церкви и их возможных ошибок, отвержения жития Нифонта, подлога грамоты императора Константина и др.
Ценность работ протоиерея И.Козлова в том, что свои доводы в полемике со староверами он обосновывал исключительно на первоисточниках, приводя цитаты из священных текстов и святоотеческой литературы, источников, вышедших из католической и старообрядческой среды, а также книг, изданных на Московском Печатном дворе в 1640-х г.г. непосредственно перед расколом, проделав тем самым большую источниковедческую работу. Представленные в книге тематические подборки цитат отличаются достаточной полнотой, что весьма важно для понимания того, откуда берутся и как развивались те или иные представления в христианстве.
Структура книги также весьма интересна, поскольку автор решил расположить материал в алфавитном порядке, то есть отдельные полемические темы распределены по буквам алфавита (Ангелы, Антихрист, Брак и т.д.). В каждой статье протоиерей И.Козлов раскрывает точку зрения старообрядцев, а затем опровергает ее выдержками из разных источников, древних и современных книг, публикаций и проч.