Крестьяне Олонецкой губернии из Петрозаводского и Вытягорского уездов. Спб. - Париж, [1860-е г.г.] Тоновая литография в паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Фельтен И., Лемерсье Ж.Р.
Год издания: 1861
Крестьяне Олонецкой губернии из Петрозаводского и Вытягорского уездов. / Paysans du gouvernement d’Olonetz districts de Petrozavodsk et de Vytiagorsk. Спб., издание Иосифа Фельтена; Париж, литографская мастерская Ж.Р.Лемерсье, [1860-е г.г.] Тоновая литография в паспарту. Раскраска акварелью, единовременная изданию. Размеры оттиска: 28,6 х 31,9 см. Размеры в паспарту: 52,6 х 56 см. Отличная сохранность. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Представленная литография издана в петербургском издательстве Иосифа Фельтена, отпечатана в Париже в лучшей литографической мастерской того времени, принадлежавшей Ж.Р.Лемерсье. Литография входила в серию, посвященную костюмам народов России, над изображением тематический заголовок «Финнское племя. / Race finnoise». Издательство Фельтена работало в середине – второй половине XIX в. Это было одно из крупнейших издательств, выпускавших изобразительные издания (отдельные листы, альбомы, серии), посвященные видам городов, русскому быту, костюмам, жанровым сценам.
На литографии представлена молодая супружеская пара и женщина средних лет, в которой можно угадать тещу или свекровь.
Женский повседневный костюм Олонецкой губернии составляли прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя. Прямой сарафан у карел получил распространение со второй половины XIX века, что было связано с распространением в обиходе покупных тканей (на литографии об этом свидетельствует набивной узор на ткани). Южнокарельские рубаха и сарафан обладали специфическими особенностями кроя. Рубаха имела глубокий вырез ворота, сарафан – широкую и низкую грудину и соответственно широко поставленные лямки. Замужние женщины убирали волосы под повойник – небольшую шапочку на мягкой ткани, имеющую круглое донце с пришитым к нему по краю околышем. Именно по этой детали гардероба и по отсутствию передника можно заключить, что молодая женщина в центре уже замужем. Ее украшения (серьги и ожерелье) могут указывать на праздничный характер костюмов и изображаемой ситуации.
На литографии видны следующие детали традиционного мужского костюма: картуз, кожаные сапоги до колен, кафтан из домашнего холста или сукна, подпоясанный кушаком, шейный платок с узором. Прическа у мужчины традиционная: волосы острижены под горшок и расчесаны на прямой пробор. Неотъемлемой принадлежностью мужской внешности являлись усы и борода.
Особенности бумаги, характер и манера исполнения подтверждают датировку листа.
Жозеф Роз Лемерсье (1803-1887) - французский гравер, литограф, печатник, ученик изобретателя литографии А.Зенефельда. В 1828 г. основал собственную литографическую фирму в Париже. В 1840-1860-х г.г. он считался лучшим типо-литографом в Европе.