Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ксенофонт. Сократово учение, по Ксенофону. В виде разговоров, в четырех книгах. М., 1857. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Ксенофонт
Год издания: 1857


Ксенофонт. Сократово учение, по Ксенофону. В виде разговоров, в четырех книгах. Перев. с греческаго Иоаном Синайским. М., в типографии С.Селивановскаго, 1857. [4], IV, 417 с. 15,2 х 11,2 см. Второй перевод данного произведения Ксенофонта на русский язык, не переиздавался. В современном полукожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением между бинтами на корешках. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Греческий историк, полководец и политический деятель Ксенофонт (430 г. до н. э. — не ранее 356 до н. э.), автор знаменитой книги «Анабасис Кира», был одним из учеников и последователей великого философа Сократа. Он происходил из состоятельной афинской семьи. Стоял в оппозиции к афинской демократии, предпочитая аристократическое устройство спартанского общества. Был изгнан из Афин. Как у изменника, его имущество было конфисковано. Участвовал в походе персидского царя Кира, в войске которого был военачальником греческих наемников и совершил продолжительные военные походы на территориях Ближнего Востока и Малой Азии. Затем Ксенофонт примкнул к спартанцам, победившим афинян в кровопролитной Пелопонесской войне. От них за военные заслуги он получил имение близ города Скиллунта на северо-западе полуострова Пелопоннеса, но лишился его после поражения спартанцев в битве при Левктрах.

Кроме прочего, Ксенофонт был автором «Воспоминаний о Сократе» и «Апологии Сократа», в которых учение Сократа излагается в свете применения его в повседневности. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии. Именно «Воспоминания о Сократе» представлены в русском переводе в настоящем издании. Переводчик был уверен, что, в отличие от Платона, который от лица Сократа высказывал и собственные идеи, чуждые мыслям своего учителя, Ксенофонт точно и достоверно передает учение Сократа.

Книга является одним из основных источников о философии Сократа. Она была написана с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он казнен несправедливо. Предположительно, сочинение было создано после 371 г. до н. э. Ксенофонт доказывает несостоятельность обвинений, предъявленных Сократу противной стороной, будто он был вредным для государства человеком, а затем приводит факты из его жизни и учения, свидетельствующие о том, что он был весьма полезным членом общества. Основное место в «Воспоминаниях» занимают беседы Сократа с разными лицами на разные темы. Раскрыты темы благочестия, воздержанности и хвастовства, благодарности и обязанностей по отношению к родным и друзьям. Приведены беседы Сократа с разными лицами об их занятиях, ремеслах, искусствах (военное дело, государственное управление, определение понятий в диалектике, живопись, скульптура, искусство любви) и о некоторых случаях в практической жизни. В IV книге, содержащей разговор Сократа с софистом Гиппием о справедливости, представлен образ действий Сократа по отношению к разного рода юношам. В последней главе резюмируются все свойства Сократа. В сумме получается довольно цельный образ жизни философа и его взглядов.

Перевод Иоанна Синайского стал вторым переводом текста на русский язык. Первый был сделан Григорием Полетикою и вышел под названием «Ксенофонта о достопамятных делах и разговорах Сократовых четыре книги и оправдание Сократово перед судиями» (Спб., 1762).