Кублицкий Г. Большая Волга. М.-Л., 1951. В иллюстрированном издательском переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Кублицкий Г.И.
Год издания: 1951
Кублицкий Г. Большая Волга. М.-Л.: Государственное издательство детской литературы, 1951. 192 с., с илл. 26,7 х 19,3 см. В иллюстрированном издательском переплете. Очень хорошая сохранность.
Книга «Большая Волга» была адресована детям среднего и старшего возраста и рассказывала о больших стройках, предпринятых советским правительством на берегах Волги. Многое из рассказанного в книге Георгий Кублицкий видел сам. В 1950 г. он отправился в путешествие по Волге на пароходе к двум новым гидроэлектростанциям, строительство которых только начиналось - Куйбышевской (затем им. Ленина, а в настоящее время - Жигулевской) и Сталинградской (Волжской). В начале 1930-х г.г. Г.И.Кублицкий и сам участвовал в возведении Красноярской и Средне-Енисейской ГЭС. В 1938 г. ходил на речных судах по Карскому морю по пути Таймыр-Норильск.
Маршрут Г.И.Кублицкого, описанный в настоящей книге, пролегал через Нижний Новгород, Казань, Жигулевские горы, Самару, Астрахань, Рыбинск, Волгоград. О каждом из городов автор составлял небольшой очерк. В книге Г.И.Кублицкого о Волге немало исторических отсылок, рассказывающих о становлении советской власти на Волжских просторах. Автор обратился к истории Гражданской войны, ходу ленинского плана электрификации - ГОЭЛРО, первым большим советским стройкам, проходившим на волжских берегах. Многочисленные рекорды, которые установили советские строители, инженеры, гидрографы, стали предметом особой гордости автора за свою страну. Так, особая глава была уделена исключительно цифрам, которые поражали воображение юных читателей. Нигде в мире не было таких сооружений, с которыми можно было сравнить эти великие стройки, так что автору неизбежно приходилось складывать мощности нескольких стран, чтобы решить равенство.
В книге помещены многочисленные фотографии, иллюстрирующие индустриальную мощь СССР. На них изображены новые оросительные каналы, широкие площади с памятниками героям СССР, огромные строительные машины, гигантские шагающие экскаваторы и, конечно же, люди, которые управляли этой техникой, работали в лабораториях, составляли чертежи. Книга стала настоящим гимном Волге и советскому народу, который использовал невиданную силу этой реки на благо человека.
Георгий Иванович Кублицкий (1911-1989) - писатель и путешественник. Свое первое путешествие совершил в пять лет по Енисею с матерью и сестрой на пароходе «Лена». Там же, на Енисее, уже взрослым, Г.И.Кублицкий участвовал в строительстве ГЭС. Получил начальное домашнее образование, так как многие школы в Гражданскую войну закрывались. Любовь к путешествиям и познанию нового привила ему его первая учительница Л.С.Крутовская, которая обучала вместе с Г.И.Кублицким братьев Абалаковых, в будущем известных альпинистов. Г.И.Кублицкий получил два высших образования. Профессию геодезиста он освоил в техническом училище, а журналиста - в Московском университете. Для детей он начал писать в 1947 г. В 1949 г. вышли первые детские сочинения автора - «Енисей, река Сибирская», «Открыватели Антарктики». Следующими были книги «По материкам и океанам» (1950) и «Большая Волга» (1951). Г.И.Кублицкий - автор рассказов для радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов». В 1951 г. он вступил в Союз писателей СССР. В 1955 г. ему довелось проехать по Швеции и Норвегии. Следствием этого путешествия стали книга «По следам Нильса Хольгерсона» и повесть «Фритьоф Нансен» (за которую он в 1958 г. был удостоен Второй премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую художественную книгу для детей).