Кузмин М. Двум. Пг., 1918. Единственное издание, прижизненное. В иллюстрированной издательской обложке работы Е.Туровой и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Книга из меньшей части тиража, раскрашенной рукой Е.Туровой.
Автор: Кузмин М.
Год издания: 1918
Кузмин М. Двум. [Пг.]: Сегодня, [1918]. [4] с. 20,1 х 15,1 см. Единственное издание, прижизненное. В иллюстрированной издательской обложке работы Е.Туровой и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Книга из меньшей части тиража, раскрашенной рукой Е.Туровой.
Библиография: Турчинский, с.280.
Настоящий сборник появился в 1918 г. и по настоящее время остается единственной самостоятельной публикацией этих стихов. В сборник вошло два стихотворения - «Девочке-душеньке» и «Выздоравливающей», посвященное Лиле Брик.
Обложка книги выполнена художницей Екатериной Ивановной Туровой. Е.Турова примыкала к объединению «Левый блок», «Свобода искусству», группе футуристов «Бескровное убийство», возникшей в кругу Ольги Лешковой, и во многом предвосхитившей абсурдистскую поэзию ОБЭРИУтов. Для артели «Сегодня», опубликовавшей 15 книг современных авторов (в том числе левых поэтов и детских книг), Е.Турова иллюстрировала книги А.Ремизова, М.Кузмина и С.Есенина, Н.Венгерова. В мастерской ее мужа, М.Берштейна, была дана премьера первой заумной драмы Ильи Зданевича «Янко крУль албАнскай» (посвящена О.Лешковой), импульсом к написанию которой стал Албанский выпуск журнала «Бескровное убийство». В 1918 г. Е.Турова вместе с мужем переехала в Житомир, затем в Киев. Ее работы выставлялись на «Первой всероссийской выставке Ассоциации революционного искусства Украины» в 1927 г. в Харькове.
Амуры на обложке книги М.Кузмина были раскрашены рукой Е.Туровой так, чтобы соединить мотивы классического искусства с экспрессивными приемами авангарда. Симбиоз оформления и текста был непреложным правилом артели «Сегодня», с которой сотрудничала художница. Типография артели выпускала книги небольшими тиражами (обычно около 125 экземпляров). Иллюстрации для них резались на линолеуме и печатались без цинковых клише, непосредственно с гравированных досок. Еще одной важной особенностью в оформлении издательства стала традиция раскрашивания части тиража рукой художника, благодаря чему каждая книга становилась уникальной и особенно ценилась библиофилами. Издания выходили на плотной и грубой серой бумаге. Ее упоминание даже оказалось в письме О.Лешковой к И.Зданевичу 1924 г.: «Такую великолепную серую бумагу, как у Вас, разумеется, в Петрограде не найти».
Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936) - писатель, композитор, драматург и музыкальный критик. Родился в семье отставного офицера, старообрядца. Был седьмым ребенком в семье. Называл своим прадедом французского актера Жана Офрена. В гимназии близко сошелся с Г.В.Чичериным и его семьей. Поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Н.Римского-Корсакова. Путешествовал во Италии, Египту, северным старообрядческим селениям России. Публиковал стихи в символистском журнале «Весы», что послужило поводом к отнесению его к этому течению, а потом и к акмеизму. Сам М.Кузмин свысока смотрел на любые формальные объединения в искусстве и декларировал аполлоническую концепцию, главенствующую роль в которой занимала стройность и ясность, соблюдение логики и четкости формы, восходящих к пушкинской прозе. Нетрадиционные предпочтения в любви, выраженные в литературных произведениях (сборники «Крылья» и «Три пьесы», «Венецианские безумцы»), послужили основанием к литературному запрету некоторых из них. Второе десятилетие XX века связано с созданием исторических стилизаций на злободневные темы. В 1915 г. он публикует "Военные рассказы", в 1919 г. - роман в 3-х книгах "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро". После 1917 г. остался в Петербурге, занимался переводами Боккаччо, Апулея, Шекспира, собрав вокруг себя круг начинающих переводчиков и филологов. В Берлине был выпущен его сборник "Параболы", включавший стихи 1921-1922 г.г. Последний сборник М.Кузмина "Форель разбивает лед" появился в Ленинграде в 1929 г., советская критика обошла его молчанием.