Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кузмин М. Венецианские безумцы: Комедия. М., 1915. Прижизненное издание. Рисунки работы С.Ю.Судейкина. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Тираж 555 экз. Экз.№ 122.

Автор: Кузмин М.
Год издания: 1915


Кузмин М. Венецианские безумцы: Комедия. М.: [Альциона], издание А.М.Кожебаткина и В.В.Блинова, 1915. 77 с., с илл. 32,4 х 24,5 см. Прижизненное издание. Рисунки работы С.Ю.Судейкина. Тираж 555 нумерованных экземпляров. Экз. № 122. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга: 54-407, 72-1004, 73-322.


«Венецианские безумцы» М.Кузмина - одно из первых щегольских библиофильских изданий, выпущенных частным издательством «Альциона», принадлежавшем А.М.Кожебаткину. Библиофил В.Лидин вспоминал, что А.М.Кожебаткин любил создавать книгу и тщательно контролировать весь процесс ее издания: «пестовать художников, заинтересовывать авторов, заинтересовывать и типографии, которым тоже иногда хочется блеснуть полиграфическим шедевром». Книга вышла ограниченным тиражом в 555 нумерованных экземпляров, часть из которых не поступала в открытую продажу.

Издание было напечатано на бумаге верже превосходного качества. Иллюстрации к книге - цветные вклейки - выполнены художником С.Ю.Судейкиным и отпечатаны на мелованной бумаге. На обложке изображена виньетка к программке премьерного спектакля 1914 г. Все иллюстрации даны в цвете. Пять первых изображений представляют главных героев комедии, миниатюры помещены в качестве заставок и концовок, отдельные рисунки открывают разделы пьесы и предваряют пантомиму. Заключительная иллюстрация изображает немого героя пьесы – Смерть. Герои в рисунках С.Ю.Судейкина напоминают образы игрушечных марионеток, что тесно связано с главной темой пьесы – различением двойников и масок, двойственностью и непрочностью реальности.

В конце 1880-х г.г. М.Кузмин впервые создал вещь в стиле итальянского народного театра (комедии дель арте) – музыку и текст к «Королю Мило» К.Гоцци. Сам М.Кузмин говорил, что это было «первое, что я рискнул в литературе». Театр позволил М.Кузмину сочетать многие свои увлечения: поэзию, сочинение музыки, писательство. Уже в гимназии он много занимался музыкой, что во многом определило его вкусы. Вместе с близким другом и будущим дипломатом Г.В.Чичериным он пережил увлечение романтизмом, немецкими писателями и философами, итальянскими композиторами, французскими драматургами. Вместе с В.Мейерхольдом он был одним из создателей «Дома интермедий». В этом камерном театре не было сцены как таковой, актеры часто выступали в зрительном зале, что позволяло втягивать всех присутствующих в действие.

Пьесу «Венецианские безумцы» М.Кузмин написал около 1913 г. По сюжету актриса Финет хочет соблазнить графа Стелло, но в нее влюбляется его друг и любовник Нарчизетто (уменьшительное от Нарцисса). Нарчизетто, переодетый Арлекином, убивает графа Стелло, который решился примерить платье Финет (Коломбины), но сразу же раскаивается и излечивается от эгоизма, потому что понимает, что на самом деле был влюблен только в графа.

История Арлекина, как одного из главных героев на сцене, убедила многих современников в автобиографичности пьесы. Еще одним поводом к проведению такой параллели стала общеизвестная характеристика Петербурга как «северной Венеции». М.Кузмин пророчески заметил, что «никто не сможет различить, где настоящий Арлекин и Коломбина, а где их двойники». В «Венецианских безумцах» были замечены отсылки к отношениям М.Кузмина с Всеволодом Князевым, который был безнадежно влюблен в Ольгу Глебову-Судейкину, известную актрису, танцовщицу, первую русскую манекенщицу и жену художника С.Ю.Судейкина. От несчастной любви В.Князев застрелился, и эта история приобрела скандальную славу. А.Ахаматова писала о ней нарицательно – «История 1913 г.». Вину за самоубийство В.Князева во многом возложили на М.Кузмина.

Пьеса вызвала бурное неодобрение критики. Премьера спектакля состоялась в 1914 г. в доме меценатов Носовых. Театральный критик А.А.Койранский призвал отменить постановку как «произведение сомнительное и рискованное с точки зрения морали». В.Ходасевич многословно распространился о том, что комедия не стоит внимания, но высоко оценил рисунки С.Ю.Судейкина.

Сергей Юрьевич Судейкин (1882-1946) - живописец, театральный художник. Учился в Московском училище живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова, Н.А.Касаткина, А.С.Степанова. Большое влияние на художника оказал К.А.Сомов. За демонстрацию на студенческой выставке рисунков слишком свободного содержания был отчислен на один год. С 1903 г. продолжил обучение в мастерских В.А.Серова и К.А.Коровина, одновременно открыв сотрудничество с театром «Эрмитаж». Оформлял постановки для Малого и Русского драматического театра. Работал для журналов «Весы», «Аполлон», «Сатирикон». Стал одним из создателей символистского художественного объединения «Голубая Роза». Благодаря знакомству с А.Н.Бенуа, в 1909 г. вошел в объединение «Мир Искусства». После революции эмигрировал в Париж, где был сценографом кабаре «Летучая мышь», оформлял спектакли для Анны Павловой. В 1922 г. переехал в Нью-Йорк, создал декорации для многих постановок «Метрополитен Опера»: балетов И.Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Р.Вагнера (1931). Участвовал в создании декораций к голливудскому фильму "Воскресение" по роману Л.Н.Толстого. Ему посвящено стихотворение Н.Гумилева «Путешествие в Китай».

Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936) - писатель, композитор, драматург и музыкальный критик. Родился в семье отставного офицера, старообрядца. Был седьмым ребенком в семье. Называл своим прадедом французского актера Жана Офрена. В гимназии близко сошелся с Г.В.Чичериным и его семьей. Поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Н.Римского-Корсакова. Путешествовал во Италии, Египту, северным старообрядческим селениям России. Публиковал стихи в символистском журнале «Весы», что послужило поводом к отнесению его к этому течению, а потом и к акмеизму. Сам М.Кузмин свысока смотрел на любые формальные объединения в искусстве и декларировал аполлоническую концепцию, главенствующую роль в которой занимала стройность и ясность, соблюдение логики и четкости формы, восходящих к пушкинской прозе. Нетрадиционные предпочтения в любви, выраженные в литературных произведениях (сборники «Крылья» и «Три пьесы», «Венецианские безумцы»), послужили основанием к литературному запрету некоторых из них. Второе десятилетие XX века связано с созданием исторических стилизаций на злободневные темы. В 1915 г. он публикует "Военные рассказы", в 1919 - роман в 3-х книгах "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро". После 1917 г. остался в Петербурге, занимался переводами Бокаччо, Апулея, Шекспира, собрав вокруг себя круг начинающих переводчиков и филологов. В Берлине был выпущен сборник "Параболы", включавший стихи 1921-1922 г.г. Последний сборник М.Кузмина "Форель разбивает лед" появился в Ленинграде в 1929 г., советская критика обошла его молчанием.