Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кузьмина-Караваева Е. Руфь. Пг., 1916. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Кузьмина-Караваева Е.
Год издания: 1916


Кузьмина-Караваева Е. Руфь. [Пг., тип. Акц. О-ва Тип. Дела в Петрограде], 1916. 139, III с. 21 х 15,5 см. На с. 1 владельческий штамп: «Из книг М.А.Энгельгардт». В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (1891–1945) - русская поэтесса. C 1919 г. в эмиграции. В 1932 г. стала монахиней в миру, приняв имя Мария (в честь святой Марии Египетской).

Е.Ю.Кузьмина-Караваева родилась в 1891 г. в Риге. В юности была деятельным участником петербургской художественной жизни, часто посещала собрания в салоне Вяч. Иванова, дружила с А.Блоком, который посвятил ей стихотворение «Когда вы стоите на моем пути...», в котором давал совет любить небо больше, чем «рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе».

Кузьмина-Караваева (в девичестве Пиленко, по второму мужу – Скобцова) входила в первый «Цех поэтов», однако воздействие акмеизма на ее поэзию прослеживается лишь в раннем сборнике Скифские черепки (1912). Он вырос из впечатлений детских лет, проведенных под Анапой, и возвращает из небытия «осколки бывшего. Впоследствии намного более сильным стало влияние Блока, которым Кузьмина-Караваева зачитывалась с юности, когда была слушательницей философского отделения Бестужевских. Сборник Руфь (1916), где блоковская доминирующая тема страдальческого духовного пути соотнесена с образом прабабки библейского царя Давида, определил главный лирический сюжет Кузьминой-Караваевой. Им стало странствие, которое приводит на высоты, но лишь затем, чтобы, оплакивая «умершую душу мою человеческую», проделать путь назад, так как обязанность человека – обитать «среди морских равнин», творя «лишь смертные дела» и всегда памятуя о бессмертии, о вечности.

Идея подвижничества, ставшего жизненным призванием матери Марии, вызрела еще в петербургский период жизни Кузьминой- Караваевой, в ту пору принадлежавшей к партии эсеров, а после Февральской революции сделавшейся городским головой Анапы и едва не расстрелянной деникинцами. Через Константинополь и Белград она в 1923 г. добралась до Парижа. С конца 1920-х годов Кузьмина-Караваева сотрудничает в издательстве «Ymca-Press», для которого ею подготовлены два сборника житий (1927) и серия кратких монографий о русских религиозных философах (1929). Ее статьи публикуются в журналах «Путь» и «Новый град», ставивших своей задачей возрождение христианского сознания и этики после бедствий, перенесенных Россией.

Всю свою энергию, в особенности после пострига, мать Мария отдавала организованному ею братству «Православное Дело», которое было центром социальной и духовной помощи отчаявшимся, а также Религиозно-философской академии, руководимой Н.Бердяевым (Кузьмина-Караваева состояла ее секретарем), и православной общине на окраине Парижа. В годы войны и оккупации эта община предоставила приют многим сотням преследуемых нацистами людей. Здесь они получали свидетельства о принадлежности к православию, их детей переправляли в провинцию. По доносу в феврале 1943 г. Гестапо арестовало мать Марию; она была отправлена в концлагерь Равенсбрюк и сожжена в газовой печи 31 марта 1945 г.